4 #
е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
В каждой семье, особенно в
петербургской, есть свои традиции,
есть памятные места, рассказы о
которых передаются из поколения
в поколение. С Царским Селом и
Соф ийским собором связаны до-
рогие воспоминания в нашей се-
мье. М ой дедушка проходил служ-
бу в военном городке напротив со-
бора. И бабушка, и дедушка были
свидетелями изменений, происхо-
дивших с собором на протяжении
почти пятидесяти лет.
Копта четыре года назад мы кре-
стили мою сестренку иод сияющи-
ми и белоснежными сводами собо-
ра, бабушка рассказала мне, как он
преобразился. Я чувствовала царя-
щую в нем благодать и заинтересо-
валась его судьбой. Поэтому и выб-
рала тему своей научно-исследова-
тельской работы: «Судьба царско-
сельского Софийского собора в ис-
тории земли русской».
Основную работу я провела в
библиотеке церковно-приходской
школы Соф ийского собора, в бе-
седах с директором школы, с уче-
никами, с прихожанами, а также с
архивариусом собора и настояте-
лем Софийского собора протоие-
реем Геннадием (Зверевым).
Вторая половина X V III века -
эпоха Просвещения. Для этого пе-
риода характерна тема «идеально-
го города». Екатерина задумывает
построить «образцовый город»
Софию.
Уездный город София был ос-
нован по указу Екатерины II в 1780
году подле Царского Села. У горо-
да было свое управление и свой
герб. В Софии предполагалось стро-
ительство нескольких фабрик, гос-
питаля, различных государствен-
ных учреждений. Архитектором
Д. Трезнни были разработаны про-
екты каменных казарм и деревян-
ных жилых домов двух типов: «об-
разцовые дома для подлых», т. е. не
имевших положения и чина, и «об-
разцовые дома для зажиточных».
Чтобы привлечь население в строя-
щийся город, бесплатно выделялись
обширные участки под застройку. В
Царском Селе запретили строи-
тельство жилых домов, а чиновни-
ков, купцов и духовенство расселя-
ли в Софии. Центром города была
обширная площадь - Софийская
площадь. На ней одно здание выде-
лялось как центр всей композиции
- это Софийский собор.
Судьба Соф ийского собора в
Царском Селе вобрала в себя всю
судьбу русской земли. Его называ-
ли: Соф ийский собор, храм Воз-
несения Господня (Вознесенский
собор), церковь лейб-гвардии Гу-
сарского его величества полка.
Соф ийский собор стал одним
из украшений резиденции Екате-
рины в честь побед русского ору-
жия над турками.
София Царскосельская вопло-
тила мысль Екатерины о преем-
ственности идеи покровительства
Софии Премудрости Божией, пе-
решедшего с земли константино-
польской на землю русскую.
Болес ста лет храм имел статус
полковой церкви лейб-гвардии Гу-
сарского его величества полка.
Став полковой церковью, С о -
фия не только сохранила высокий
нравственный дух и ту идею, ко-
торая была заложена при ее созда-
нии, но и припивала любовь к от-
чизне, к лучшим традициям нашей
культуры.
В X X веке судьба Софийского
собора складывалась трагично.
После революции 1917 года он под-
вергся разорению. В двадцатых го-
дах, в тяжелое время для нашей ис-
тории и для русского православия,
собор закрыли. Сняли кресты, ко-
локола, разорили иконостасы, увез-
ли иконы и церковную утварь.
В соборе сжигали мусор, храм
трижды горел. Но Богу было угод-
но сделать этот огонь очищающим.
После 1934 года Соф ийский
собор служ ил складом военного
имущества. Отрицание духовнос-
ти привело к мерзости запустения,
поэтому здесь долгие годы царило
забвение, глумление над нашей ис-
торией, нашими святынями и на-
шей культурой.
Исию/шя Пгтербур/а. М I (2Я//2005
предыдущая страница 81 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст