е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
Переломный момент для Рус-
ской православной церкви наступил
в 1988 году, когда торжественно от-
мечалось
10 0 0
-летие крещения
Руси. Спустя год, в 1989 году, веру-
ющим Царского Села был возвра-
щен Софийский собор. К 200-ле-
тню со дня освящения собора в нем
возобновились богослужения.
8
июня 1989 года состоялось
духовное торжество. Вновь распах-
нулись двери Софийского собора,
началось богослужение главного
алтаря собора - Вознесения Гос-
подня. Сколько изменений про-
изошло в нем! И внешних - его
неожиданно быстрое возвращение
от скорбного руинного опустоше-
ния к прежней радостной белизне
и торжественности, и внутренних,
незримых, но не менее важных
Когда возрождается собор, то,
безусловно, преображается и тер-
ритория вокруг него.
Теперь, подходя или подъез-
жая к храму, можно полюбоваться
красивой оградой и аккуратными
стрижеными газонами вокруг С о-
фийского собора и замереть от вос-
хищения, когда перед вами во весь
рост встанет белоснежный и сия-
ющий красавец-храм.
Войдите
внутрь, и вас наполнит царящая
здесь благодать.
В настоящее время Соф ийс-
кий собор - центр духовной и
культурной жизни, куда приходят
тысячи людей.
Еще одна клеточка России, ка-
завшаяся еще недавно безнадежно
мертвой, - ожила.
Из бесед с прихожанами, с на-
стоятелем собора и с работниками
церковно-приходской школы я уз-
нала, что сегодня Софийский собор
- один из центров духовной и куль-
турной жизни Царского Села. И
часть моей работы посвящена иссле-
дованию современной жизни храма.
Я посетила деревню Поги, где
находится приусадебное хозяй-
ство Соф ийского собора. Сейчас
в этой деревне построен Дом пре-
старелых, который по своей сути
является составной частью боль-
шого проекта, впервые реализуемо-
го в России. Это попытка вернуть-
ся к старым традициям, но с ис-
пользованием современных разра-
боток и зарубежного опыта в обла-
сти социального и медико-профи-
лактического обслуживания пожи-
лых людей. На мой взгляд, каждый
человек, живущий в православной
стране, должен быть уверен, что
ему будет куда прийти в старости,
где найти прию т и пропитание,
утешение в одиночестве.
Посещение мною приусадебно-
го хозяйства Софийского собора,
знакомство с жизнью церковно-при-
ходской школы, с традициями и
обычаями церковной общины дало
мне возможность осознать всю важ-
ность возрождения духовных основ
русской культуры, оценить роль хра-
мов в духовной жизни страны.
Все рассмотренные в моей ра-
боте вопросы доказывают, что бе-
лоснежная и сияющая, простая и
величавая, не менее прекрасная,
чем греческая святыня. Соф ия
Царскосельская играла большую
роль в истории России на протя-
жении веков, сохраняя при этом
только лучш ие традиции нашей
культуры.
Сампсоннев —
славная страница
Полтавской победы
М. Прокофьева
М оя мама уже 30 лет занима-
ется 'реставрацией позолоты. В со-
ставе бригады реставраторов она в
течение 5 лет работала над восста-
новлением главного иконостаса
Сампсониевского собора.
Мне приходилось бывать в ре-
ставрационной мастерской, виде-
ла, как из отдельных фрагментов,
частей резьбы появляется единое
целое: обрамления икон, фигуры
ангелов, орнаменты: как восполня-
ются утраты позолоты, как соеди-
няются восемнадцатый век и наше
время. Это очень тяжелый и кро-
потливый труд.
Я видела Сампсонневский со-
бор. когда в нем стояли «леса», а
иконостас локрывад вековой слой
копоти и пыли. Было трудно даже
предположить, что под ними скры-
вается такая красота. Потом я по-
пала в собор уже после реставрации.
Ш ла служба, горели свечи и пел
хор. На моих глазах произошло воз-
рождение. И мне захотелось при-
коснуться к истории этого храма.
В течение двух лет я собнрада
материалы по Сампсониевскому
собору. В этой работе мне очень по-
мог Александр Викторович Квят-
ковский, бывший в то время хра-
нителем собора. Во время посеще-
ния храма удатось побеседовать с
автором работ о Сампсониевском
соборе П. М. Званцевым. Очень ин-
тересные сведения о ленинградской
школе реставраторов и о методах
научной реставрации были получе-
ны из архива реставрационной ма-
стерской В. П. Слезина.
Сампсонневский собор отно-
сится к числу оригинальнейш их
памятников Петербурга. Таким его
делает не только своеобразный ар-
хитектурный облик, но и то, что
этот храм является памятником в
честь победы российского оружия.
«Дадеко не все знают, что в на-
шей столице есть памятник вели-
кой Полтавской победе. Этим ис-
торическим памятником является
Сампсонневский храм, что на Вы -
боргской стороне. Считаем своим
долгом обратить внимание столич-
ных жителей на этот великий па-
мятник и редкую по своей старине
святыню». - эти слона священни-
ка Владимира Покровского не ут-
ратили своего значения и в насто-
ящее время.
Войну со Швецией Россия на-
чала в союзе с Данией и Полыней.
1700 год принес союзникам круп-
ные неудачи. Ш ведский король
Карл X II при содействии англо-
Пгт прия П м пербурю .
.V
I (И Я)/2 0 0 5
8 1
предыдущая страница 82 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст