Худож ествен
11011
ценностью
интерьера являются деревянные
резные золоченые иконостасы.
Главный иконостас, выполненный
в 1737-1739 годах, имеет пять яру-
сов. Это образец русского приклад-
ного искусства, органично сочета-
ющий живопись с золоченой дере-
вянной
скульптурой.
Худож е-
ственное убранство иконостаса от-
личается обилием и разнообрази-
ем орнаментов, характерных для
стиля барокко, свободной поста-
новкой фигур, легкостью их дви-
жений, изяществом форм. Ж иво-
писное оформление Сампсониев-
ского собора, насчитывающее бо-
лее
10 0
произведений, является
одним из наиболее значительных
в русской культовой ж ивописи
20-30-х годов X V III века. Все ико-
ны в соборе - «родные*, они были
написаны специально для собора
(временно хранятся в Исаакиевс-
ком соборе).
Настенная (монументальная)
ж ивопись
также
представляет
большой интерес. На восточной
стене трапезной над аркой нахо-
дится композиция, изображающая
двух ангелов на живописном на-
стенном образе Богоматери. Под-
пись под ней свидетельствует, что
это копия Каплуновской иконы,
бывшей при воинах в день Полтав-
ской победы. На западной стене,
напротив главного иконостаса со-
бора. находится большая картина
с изображением Петра I. Она на-
писана по ш тукатурке масляной
краской в 1763 году с гравюры
Смита неизвестным художником.
Этой картине уже 240 лет!
Особое место в моем реферате
уделено роли русских мастеров в
создании иконостаса и икон. Архи-
тектор А. П. Аилаксин, под руковод-
ством которого в 1909 году была
проведена реставрация этого храма,
пишет о том, что «непогрешимость
стиля, чудные пропорции, необы-
чайная щедрость мотивов Главного
иконостаса говорят о гениальном
авторе, дивном художнике и об ис-
ключительного дарования архитек-
торе. Он мог быть русским, но вос-
питанным в Европе.
.. он мог быть
европейцем, пожившим в России и
воспринявшим русскую душу*. В
первой половине X V III века в Пе-
тербурге действовали несколько
центров, готовящих отечественных
мастеров декоративного искусства:
у ~ /
е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
Внутреннее убранство Сампсониевского собора
Кабинет императорского двора,
Канцелярия от строений, Рисоваль-
ная палата.
В иконостасе прослеживаются
черты развитого барокко середи-
ны X V III века, характерные для
творчества Ф .-Б. Растрелли. Есть
определенное сходство в общем
композиционном решении и в ма-
нере резьбы между главными ико-
ностасами Сампсониевского собо-
ра и церкви Больш ого дворца в
Петергофе (последний выполнен
но проекту Растрелли мастерами
столярного и резного дела Н иль-
сеном, Ролланом и Шталмеером).
В отделке интерьеров Растрелли
ш ироко использовал золоченую
резьбу. По его проектам работали
не только иностранные мастера, но
и русские резчики.
То, что главный иконостас
Сампсониевского собора был вы-
полнен русскими мастерами петер-
бургской школы, не вызывает со-
мнений. Но очевидным представ-
ляется и то обстоятельство, что
работали эти мастера но проекту
выдающегося архитектора.
Что касается живописного уб-
ранства собора, то известно, что
живописцы-иностранцы, принес-
шие новые веяния в русское ис-
кусство, приехали в Россию через
несколько лет после освящения
деревянной Сампсонневской цер-
кви в 1710 году: Гзель и Таннауер -
в 1711 году: Каравакк - в 1716 году.
Петр I, как пишет А. II. Аплаксин в
очерке, посвященном Сампсонисв-
ском у собору, приставил иност-
ранцев к русским иконописцам.
Каравакк, ставш ий первым при-
дворным живописцем, был позже
назначен главой живописной ко-
манды Канцелярии от строений.
Под его покровительством могли
работать и авторы икон сампсони-
евского иконостаса, в которых пе-
реплетаются черты западноевро-
пейского искусства и традиции
древнерусской иконописи. Не ис-
ключена возможность, что русский
заказчик обратился с просьбой к
иностранному худож нику напи-
сать иконы, похожие на гравюры из
Библии Пискатора. Но иконы, как
правило, писались православными,
и человек католического вероис-
поведания едва ли мог быть допу-
щен к работе.
Таким образом, и иконостас, и
живописное убранство Сампсони-
евского собора созданы руками
русских мастеров, для которых
красота и духовность тесно пере-
плетались между собой.
Значительная часть работы по-
священа реставрации Сампсоннев-
ского собора, так как «сохраненное
равно приобретенному*. В 1909
году в Петербурге торжественно
отмечался
2 0 0
-летний
юбилей
Полтавской битвы и Сампсоннев-
ской церкви. В честь этого собы-
тия вновь производился ремонт и
Игтп/шн Пгтгрбур/а.
.V /
(23)/2005
предыдущая страница 84 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст