е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
реставрационные работы, которы-
ми руководил архитектор А. Ап-
лаксин. Какими же были требова-
ния к реставрации памятников
храмового зодчества в то время?
Согласно статье 95 строительного
устава, «древний, как наружный,
так и внутренний вид церкви дол-
жен быть сохраняем тщательно, и
никакая произвольная поправка и
перемены без ведома недопустимы;
не позволяется также нигде, ни под
каким видом в древних церквях ни
малейшего поправления живопи-
си и других предметов древнего
времени, а всегда должно быть ис-
прашиваемо на то разрешение от
Святейшего Синода по предвари-
тельному сношению с Император-
ским Археологическим и Истори-
ческим обществами*.
Сама работа по реставрации
дивного иконостаса производи-
лась в следующем порядке. Сна-
чала были сняты со своих мест все
фигуры и резные рамы, затем счи-
щена окраска фона по слоям до де-
рева. сам ({юн исправлен заделкой
прогнивших мест, щелей и выправ-
лением карнизов. Что же касает-
ся фигур и резьбы, то работа по их
отделке происходила так: каждый
предмет, будь то фигура или рама,
фотографировался, затем снимал-
ся со своего места и доставлялся в
мастерскую , образованную при
церкви. Потерянные части, выре-
заемые из новой сухой липы, вос-
станавливались. если это оказыва-
лось возможно, на основании сим-
метричных частей, частью по ана-
логии с подходящими предмета-
ми, а частью - по композиции с
предварительной моделировкой
из пластилина. Склеенные, восста-
новленные оригиналы покрыва-
лись за два раза тонким слоем
грунта с расчисткой его, пропем-
зовкой и ш лифовкой, затем, по
чувству, определялись места ма-
товой и блестящ ей позолоты и
сообразно с ним подготавлива-
лись для золочения, причем под
мат шло листовое (сусальное) се-
ребро, а под глянец (стался поли-
мент (смесь глины, графита и бел-
ка), затем уже накладывались ли-
сты золота (60 листов в книжке
весом в 1/2 золотника) 95-й про-
бы. Современная реставрация
Сампсониевского собора прово-
дится в соответствии с научной
методикой на основании богатей-
шего опыта, полученного в резуль-
тате уже проведенных работ но
восстановлению золоченой резь-
бы по дереву в интерьерах Екате-
ри нинского дворца в Царском
Селе, Большого дворца в Петер-
гофе и многих других. Петербург-
ские реставраторы овладели ис-
кусством стары х мастеров, с у -
мели возродить некоторые давно
забытые приемы, найти утрачен-
ные секреты, например такие, как
способ золочения деревянной
резьбы «на полимент*.
Уникальность этих работ по-
требовала тщательного отбора ис-
полнителей. На специальный кон-
курс были представлены методи-
ки по реставрации, с которыми оз-
накомились эксперты Института
консервации и реставрации. Пред-
почтение было отдано мастерской
«Искусство реставрации* под ру-
ководством В. П. Слезина, имею-
щей огромный опыт работы в при-
городных дворцовых ансамблях
Петербурга. С мая 1992 года со-
трудники этой мастерской присту-
пили к реставрации главного ико-
ностаса Сампсониевского собора.
Реставраторы сделали для нашего
города очень важное и благородное
дело - вернули Санкт-Петербургу
замечател ьн ы й памяти и к.
Мне нравилось ездить в собор
и наблюдать, как на моих глазах
храм оживает. Из беседы с настоя-
телем храма отцом Иоанном я уз-
нала. что с мая
2002
года в соборе
по выходным дням и больш им
Престольным праздникам прово-
дятся богослужения. Растет коли-
чество людей, посещающих храм.
Я тоже была на службе в сочель-
ник перед праздником Крещения
Господня.
С интересом узнавала историю
создания памятника Петру 1 скуль-
птора М. М. Антокольского и была
8 4
Памятник
«Первостроителям Петербурга».
Скульптор М. Шемякин
на его откры тии к 300-летнему
юбилею города. Узнала о том, как
создавался памятник «Первостро-
ителям Петербурга* М. Ш емяки-
на, который находится па террито-
рии Первомайского парка. И в то
же время нельзя не думать о том,
что раньше на этом месте было пер-
вое петербургское кладбище, где
похоронены люди, строившие наш
город.
Чем больше мы узнаем о наших
святынях, тем ближе становится
нам наш город, и появляется осоз-
нанное желание все это сохранить,
сберечь и передать следующим по-
колениям.
Мне было очень интересно со-
бирать эти материалы, потому что
я видела, с какой любовью отно-
сятся реставраторы к своему делу,
какие это удивительные люди. Я
поняла, что для реставраторов ма-
стерской В. П. Слезина смыслом их
труда является то, что воссоздан-
ный памятник превращается в
символ национального прошлого,
становится выражением сознания
того, что современная культура не
может развиваться, не опираясь на
традиции.
Игпкчниі
//гші’/мїу/іуц ,\4 /
(2,1)/2ІЮ.і
предыдущая страница 85 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №23 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст