е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
Сохранилось предание, что
Петр сам выбрал место для Кунст-
камеры на Васильевском острове,
где нашел дерево с необыкновен-
ной странной веткой. Диковинная
ветка
хранится
в
коллекции
Кунсткамеры, где ее можно видеть
и сегодня. В июне 1718 года состо-
ялась торжественная закладка
фундаментов здания по проекту
архитектора Канцелярии городо-
вых дел Георга Иоганна Маттарно-
ви. но его болезнь и смерть приос-
тановили работы. С ноября 1719
года ведет это здание, начиная с уже
исполненных фундаментов. Нико-
лай Федорович Гербель. Тогда же
были перенесены на Охту стояв-
шие здесь три ветряные мельницы.
Nicolaus Friedrich НьгЬе! при-
был на службу в Россию в 1719
году из Швейцарии, из города Ба-
зеля. Творческой родиной архи-
тектора стал Санкт-Петербург.
« Что заставило его променять свою
прекрасную родину на неизвестную
полудикую страну - жажда ли сла-
вы, бескорыстное желание прине-
сти пользу новому своему отече-
ству или просто нужда, вечно ма-
нящая к чему-то лучшему, - это
решить трудно.
.. По прибытии Гер-
беля в новую столицу он был на-
значен городским архитектором.
..
был нрава крутого, пылок и настой-
чив*, - из издания 1859 года.
Получая объявленные генерал-
полицеймейстером именные указы
от императора о поправлении улиц,
обследовании ущерба от наводне-
ний 1721 года в жилых кварталах,
экспертизе причалов и пристаней,
Н. Ф. Гербель решал эти неотлож-
ные задачи, считая их первостепен-
ными для городского архитектора.
В 1721 году генерал-губернатор
Санкт-Петербурга Меншиков об-
ратился в Канцелярию городовых
дел с требованием, чтобы Гербель
«то строение (Кунсткамеру. -
А. М.)
надсматривал непрестанно*.
Берега Васильевского острова
до конца XVIII века не были бла-
гоустроены. В бурную погоду вода
доходила до зданий, подмывая их
цоколь и стены. (Только в 1783—
1787 годах, когда по проекту Дж.
Кваренги западнее Кунсткамеры
было возведено здание Академии
наук, набережная была расширена
и появилась деревянная стенка от
Стрелки Васильевского острова до
7-й линии.) На берегах, где не было
набережных, далеко в русло реки
выступали мостки для причала ло-
док и судов. Причальный мосток и
состояние
набережной
перед
Кунсткамерой тщательно прорисо-
вано на гравюре Махаева в 1753
году через 35 лет после начала стро-
ительства здания.
В фондах Российского госу-
дарственного исторического архи-
ва (РГИА) хранится масса доклад-
ных записок и заявок Гербеля, свя-
занных с возведением этого зда-
ния. В одном он «объявляет, что
кирпич в строении кладется на
железный вид от воды, а выше с
лица красный, а в середине и в про-
стенках много белого*1
. Есть запи-
си об отпуске необходимых стро-
ительных материалов (кирпича,
топорного теса, досок), дета о про-
изводстве работ, об осмотре ком-
нат2, об исполнении проемов для
64 дверей и 174 оконных блоков, о
покрытии железными досками по
тесу. К концу 1722 года колоссаль-
ное по тем временам здание в
три высоких этажа, длиной около
100 метров, шириной 15 метров
было возведено.
Строгое и четкое объемно-
композиционное решение харак-
терно для стиля петровского ба-
рокко. Взаимодействие функции и
формы абсолютное: чистота плани-
ровочного приема легко просле-
живается в симметричнокрылом
облике здания.
Оба фасада - и невский юж-
ный, и северный, выходивший на
правительственную площадь, были
парадными. По центру обоих фа-
садов устроены двухмаршевые
крыльца, ведущие посетителей в
Фасад Библиотеки и Кунсткамеры.
Архитектор Г. И. Маттарнови. (КГИОП)
9
Нсто/иш Петербурга.
.V
2 (24 )/2003
предыдущая страница 10 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст