е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
выставочный комплекс, анатоми-
ческий театр и астрономическую
обсерваторию. В торцевых ризали-
тах были размещены различные
кабинеты,лестницы, коридоры,
гравировальная мастерская. Зда-
ние плотно стоит на кирпичных
сводах первого и цокольного эта-
жей, а двусветные прозрачные вы-
ставочные залы второго этажа пе-
рекрыты сложной системой дере-
вянных стропил.
Сопоставляя чертеж фасада
Кунсткамеры Г. И. Маттарновн
1717-1718 годов с рисунком архи-
тектора X. Марселиуса, исполнен-
ным во время возведения здания,
можно отметить ряд существенных
изменений, внесенных в проект
Н. Ф. Гербелем при строительстве.
Центральная часть органично вош-
ла в общий объем здания, повто-
ряя отметки оконных проемов
крыльев фасада, что сохранилось
до нашего времени. Маттарнови
же выделял нижний ярус башни
высокими проемами и на втором
уровне акцентировал башенками с
маленькими куполами, не превы-
шающими высоту крыши. Низкая
двускатная кровля в проекте Мат-
тарнови, увенчанная галереей,
была заменена Гербелем на высо-
кую вальмовую крышу с перело-
мом двух углов ската, что харак-
терно для построек петровского
времени. У Маттарнови были сте-
ны с пилястрами и канителями,
завершенные мансардным окном с
балюстрадой, - у Гербеля гладкие
стены угловых ризалитов заверша-
ются крупными барочными фрон-
тонами с волютами.
На чертеже Маттарнови гале-
рея, идущая по коньку кровли,
вплотную примыкала к башне, сни-
жая ее значимость в силуэте зда-
ния. Гербель отказался от галереи
на крыше; коньки кровли двух
крыльев здания изолированы от
объема башни, максимально выде-
ляя ее. И наконец, в первоначаль-
ном проекте башня завершалась
балюстрадой, ограждающей невы-
сокую шатровую кровлю, а не ку-
полом. В проекте Гербеля силуэт
башни подвергся изменению - в
протоколах Канцелярии от строе-
ний 1724 года читаем: «О сдела-
нии проекта купола на башне
Кунсткамеры»1
. Это первый доку-
мент о куполе, запроектирован-
ном во время ведения объекта
Н. Ф. Гербелем.
Рассматривая старинные пла-
ны Санкт-Петербурга в картогра-
фическом отделе Российской на-
циональной библиотеки, на одном
из них неожиданно я увидела на
полях карты здание с башней, так
напомнившее нашу Кунсткамеру.
Не скоро, но удалось найти, где и
кем оно было построено. Прообра-
зом трехъярусной башни Кунстка-
меры с купольным завершением и
астрономической сферой являлась
башня, но не весь построенный в
1706 году в Берлине по проекту
А. Шлютера давно разрушенный
МипгПшгт (Монетный двор).
В составленном Канцелярией
в июле 1723 года »реестре матери-
алам, которые надобно на построй-
ку башни, которая в средине биб-
лиотеки «куншткамеры», мы нахо-
дим первое упоминание о предпо-
ложенных к постановке на фасадах
«12 статуй резных и 75 вазонов
разных»4. Проект наружного деко-
ра и кровли, составленный Гербе-
лем, был осуществлен и нашел от-
ражение в гравюрах первой поло-
вины XVIII века.
13
протоколах РГИА зафикси
рованы сведения о чертежах для
строящейся Кунсткамеры: «о сде-
лании Гербелем чертежей штука-
турной работы на потолках Кунст-
камеры и библиотеки»5. Это уже
отделочные работы - сложные гип-
совые рельефы не потолках запад-
ного и восточного крыльев выста-
вочных помещений - залов боль-
ших пролетов, двусветных и со
сквозным освещением.
Петр неоднократно торопил ход
работ. 22 октября 1722 года он пи-
сал будущему президенту Акаде-
мии наук Блюментросту: «
Господин
директорI Куншгпкачор камнем от-
делан, чаю и покрыт, а шкафы на
вещи не начинали делать. Того для,
по получении сего, сделать немед-
ленно, дабы в будущ ее лето оный
кунш т камор видет ь гот овым!»
Императора интересовала расста-
новка
экспонатов
коллекции,
скульптур, живописи, чучел. Кол-
лекции, неоднократно выставляе-
мые Петром в Летнем дворце, в
Людских палатах Летнего сада, в
палатах Кикина, наконец должны
были быть размещены в анфиладе
грандиозных по тем временам выс-
тавочных залов, обставленных шка-
фами разного назначения, витрина-
ми, полками, консолями. Тема му-
зейного оборудования была знако-
ма императору и архитектору: «ибо
надлежит анималии содерж ат ь
другим манером, нежели руды , а
руды другим, нежели медали»,
-
писал Петр. Вскоре Н. Ф. Гербелем
были исполнены «
чертежи шкафов
на вещи коллекции в К у ши ткаче ре
и требования досок для шкафов»6.
Очевидно, чертежи были предъяв-
лены и согласованы. В 1723 году в
делах Канцелярии Гербель упоми-
нается «при сделании по его черте-
жу шкафов в кунсткамере*7. Отдел-
ка помещений и установка шкафов
были завершены.
В 1723 году Гербель занимает-
ся укреплением сводов и столбов
башни Кунсткамеры, переделкой
двух пилястр". Кунсткамера стро-
илась шестой год. В 1724 году от-
делочные работы завершились, два
этажа башни были возведены. Ра-
бочий детальный проект столяр-
ных н металлических изделий ку-
пола к строящемуся зданию разра-
10
Нгто/шя ПгпичяЦцші.
.V
2 (24)/2005
предыдущая страница 11 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст