е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
числе и с использованием техни-
ческих средств. Этому способство-
вало быстрое, почти волшебное в
глазах кадьякцев возведение плет-
невой крепости и нескольких до-
миков в Трехсвятительской гава-
ни (на постройку собственных жи-
лищ с помощью примитивных ору-
дий труда туземцы тратили гораз-
до больше времени). Не меньший
эффект вызывала демонстрация
силы взрыва пороха, «кулибинско-
го* фонаря, «говорящих бумажек»
- письменных записок, с помощью
которых Шелихов общался с отда-
ленными артелями, и т. д. «После
чего и других непонятных, чудных
и вместе ужасных для них явлений,
- писал он, - все коняги острова
оставили свои усильства к вытес-
нению нас.
..»17
.
Одновременно Шелихов вся-
чески убеждал кадьякцев добро-
вольно покориться России, пыта-
ясь через толмачей внушить мысль
о ее величии, милосердии императ-
рицы, обещая мирную, спокойную
жизнь и защиту от неприятелей. Он
занимался даже проповедью хрис-
тианства и успел окрестить около
40 туземцев (видимо, каюров и
аманатов). Им же была открыта на
Кадьяке и первая на Аляске шко-
ла, куда для изучения русского
языка
и
грамоты
поступили
25 мальчиков.
Положительный аспект про-
светительской
деятельности
Г. И. Шелнхова на Кадьяке, цен-
ность его этнографических замеча-
ний о туземцах уже неоднократно
подчеркивались в отечественной
историографии. Правда, порой в
работах некоторых авторов на эту
тему приводятся просто анекдоти-
ческие подробности, не имеющие
под собой никакой научной осно-
вы. Так, в одной из книг говорит-
ся: «Приручению воинственных
коняг (колошей) в “Записках"
Шелихова уделено много внима-
ния.
.. Особенно подробно описаны
внешность, одежда, образ жизни,
формы торговли местных жителей
(нанайцев, южной группы эскимо-
сов и др.)*18. Можно начать с того,
что слово «приручение* использу-
ется в русском языке обычно в от-
ношении животных, а не людей.
Эскимосы коняги не являлись «ку-
лошами» - этим термином рус-
ские обозначали тлинкитов и дру-
гих индейцев Северо-Западного
побережья19
. Нанайцы же не отно-
сятся к эскимосам, никогда не
жили в Америке, а до сих пор оби-
тают в низовьях реки Амур.
Система подчинения кадьяк-
цев, разработанная Г. И. Шелихо-
вым, оказалась на редкость удач-
ной, что проявилось уже в первую
зимовку на острове. Когда весной
1785 года среди русских появилась
цинга, от которой умерли не менее
12 человек, а многие сильно ослаб-
ли, некоторые туземцы решили
воспользоваться этим для нападе-
ния и изгнания незваных пришель-
цев. Однако лояльные к Шелихо-
ву кадьякцы известили его о заго-
воре и сами схватили и выдали
виновных20.
Используя аманатов и опира-
ясь на наиболее преданных тузем-
цев, Шелихов организовал в 1785—
1786 годах несколько торгово-раз-
ведывательных экспедиций в окре-
стностях Кадьяка, члены которых
вошли в контакт с индейцами та-
наина и эскимосами чугачами,
жившими на полуострове Кснай.
В восточной части Кадьяка на бе-
регу Чнниатского залива промыш-
ленники построили зимовье, где
впоследствии была основана пер-
вая «столица* Русской Америки
Павловская гавань (ныне г. Кадь-
як). Еще два небольших укрепле-
ния были заложены вблизи Кадь-
яка на острове Афогнак и полуост-
рове Кенай.
22
мая 1786 года Шелихов от-
правился с Кадьяка в Охотск, ос-
тавив командовать вместо себя
правителя К. А. Самойлова, дав
ему пространное «Наставление*21.
В нем Шелихов наметил деталь-
ный план, предусматривавший
полную оккупацию острова и ос-
нование новых поселений в зали-
вах Кука и Принс-Уильям, а также
продвижение к югу вдоль побере-
жья материка к Калифорнии. Важ-
ным аспектом были взаимоотноше-
ния с местными туземцами, по от-
ношению к которым он призывал
не допускать злоупотреблений и
проявлять определенную заботу.
Это же касалось и учрежденной им
школы. Самойлову предписыва-
лось строго следить за порядком и
безопасностью, а своевольства
промышленников следовало пресе-
кать путем словесных выговоров,
штрафов и даже арестов с после-
дующей высылкой в Охотск.
В начале августа 1786 года Ше-
лихов достиг Камчатки, откуда на-
правился в Иркутск, где подал ге-
нерал-губернатору И. В. Якоби
«Журнал* своего путешествия и
прочие документы, стремясь зару-
читься со стороны сибирских влас-
тей поддержкой своих начинаний.
В «Доношениях» и «Записках»
Шелихов всячески подчеркивал
свое бескорыстие «в пользу отече-
ства* и формулировал задачи по
дальнейшей колонизации Амери-
ки. « Всего же больше, - писал он, -
старался я успевать как можно да-
лее к полудню (то есть к югу. -
А. Г.)
по Америке к Калифорнии
Купеческое судно
История Петербурга.
Л?
2 (24)/21Ш 5
предыдущая страница 17 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст