&
е т е р б у р г с к и й ф о л ь к л о р
отошед мало, вырезал три дерна и
изволил принесть ко означенному
месту. В то время зачатого рва вы-
копано было земли около двух ар-
шин глубины и в нем был постав-
лен четвероугольный ящик, высе-
ченный из камня, и по окроплении
того ящика святою водою изволил
поставить в тот ящик ковчег золо-
той, в нем мощи святого апостола
Андрея Первозванного, и покрыть
каменною накрышкою, на которой
вырезано было: "По воплощении
Иисус Христове 1703 майя 16 ос-
нован царствующий град Санкт-
Петербург великим государем ца-
рем и великим князем Петром
Алексеевичем, самодержцем Все-
российским”. И изволил на на-
крышку онаго ящика полагать ре-
ченные три дерна с глаголом: “Во
имя Отца, и Сына, и Святаго Духа,
аминь. Основан царствующий град
Санкт-Петербург”*.
А вот как изложил финскую
легенду об основании Петербурга
в повести «Саламандра* писатель
Владимир Одоевский: «Вокруг
него (Петра) только песок морской,
да голые камни, да топь, да болота.
Царь собрал своих вейнелейсов
(так финны в старину называли
русских) и говорит им: “Построй-
те мне город, где бы мне жить было
можно, пока я корабль построю”.
И стали строить город, но что по-
ложат камень, то всосет болото;
много уже камней навалили, скалу
на скалу, бревно на бревно, но бо-
лото все в себя принимает и навер-
ху земли одна топь остается. Меж-
ду тем царь состроил корабль, ог-
лянулся: смотрит, нет еще города.
“Ничего вы не умеете делать", -
сказал он своим людям и с сим
словом начал поднимать скалу за
скалою и ковать на воздухе. Так
выстроил он целый город и опус-
тил его на землю*.
До недавнего времени были
основания полагать, что обе эти
легенды, давно уже ставшие кано-
ническими и в различных вариан-
тах кочующие но многочисленным
страницам книг о Петербурге, -
единственные фольклорные свиде-
тельства о первых мгновениях жиз-
ни нового города. Но вот совсем
недавно автору этого очерка дове-
лось услышать еще одну, третью,
легенду. И, к удивлению, оказалось,
что она принципиально отличает-
ся от двух первых, изложенных
'
выше. Согласно этой замечатель-
ной легенде, то место, где течет
«большая река Нева, очень понра-
вилось царю батюшке Петру. И он
решил на берегах реки построить
город, а реку в гранит одеть. Он
собрал люд работящий, стал мо-
литься Богу, а потом вскочил на
коня и крикнул: “Богово и мое!" и
перелетел Неву. Второй раз крик-
нул: “Богово и мое!" и опять пере-
прыгнул Неву. И в третий раз крик-
нул царь. Но то ли сознательно хо-
тел испытать судьбу, то ли просто
ошибся в горячке, но получилось:
“Мое и Богово!”.
.. и не долетел -
шлепнулся вместе с конем в воду.
Народ же гудел и радовался. Царь
вышел из воды, снял свой треух,
поклонился на все четыре стороны
и поправился: “Люд православный!
Прежде Богово. а потом уж наше!
Начнем! С Богом!”*.
Согласно старинному преда-
нию, первую мысль построить но-
вую крепость в отвоеванном крае
подал Петру I его ближайший спод-
вижник граф Федор Алексеевич
Головин - генерал, руководивший
внешней политикой России. По
мнению Головина, мощная кре-
пость с корабельной гаванью при
ней должна была, разделив шведс-
кие войска, прервать сообщение
между Финляндией и Лифлянди-
ей. К тому же, устроив склады ар-
мейских припасов и сосредоточив
здесь большие воинские силы,
можно было бы направлять их от-
сюда в обе стороны против шведов.
Выбор пал на расположенный
почти у самого залива остров Ени-
саари, что в переводе на русский
язык означает Заячий остров. Его
контуры поразительно напомина-
ли очертания боевого судна, рас-
секающего водную гладь. Осталь-
ное дорисовывало воображение.
Однако, едва ступив па остров,
Петр встретил местного рыбака,
который показал ему дерево с за-
рубками, до которых доходила
вода при наводнениях. Рыбак пре-
дупреждал царя, что здесь строить
опасно. «Березу срубить - кре-
пость строить*, - будто бы реши-
тельно заявил царь. Затем устроил
совет, после которого еще раз ска-
зал: • Быть крепости здесь*. В это
время, согласно другой легенде, в
небе явилось знамение: над остро-
вом стал парить орел.
Крепость возводилась по на-
броску самого Петра, она была зем-
ляной и представляла собой вытя-
нутый вдоль всего Заячьего остро-
ва шестиугольник с бастионами и
куртинами по периметру. Замена
земляных стен на каменные, точнее
кирпичные, началась в 1706 году
под наблюдением первого архи-
тектора Петербурга Доменико Тре-
знни. Вскоре они поднялись над
водами Невы на двенадцать мет-
ров. Однако к 1760-м годам их не-
притязательный вид уже не соот-
ветствовал торжественному вели-
колепию гранитной оправы левого
берега, в которую входили, кроме
самих набережных, мосты, приста-
с А я к т и т т т т
^
аъ 110} голу
Ч
Л а а Г
—.
.т с .'
План Петербурга в 1705 г. Со
снимка, приложенного
к
«Истории царствования Петра Великого» Н. Г. Устрялова
Нсто/мш ІІРіпгі>Луі>/іі.
,\"
2 (24)/2<ЮЯ
предыдущая страница 29 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст