е т е р б у р г с к и й ф о л ь к л о р
Петропавловский собор.
Гравюро Е. Г. Виногралова
по рисунку М. И. Махаева
ни, спуски, съезды, сходы, при-
чальные стенки, художественные
ограды, предмостные площади и
многое другое, что приводило в
неподдельное восхищение как са-
мих петербуржцев, так и путеше-
ственников. По преданию, Екате-
рина И, выглянув однажды из окон
Зимнего
дворца,
возмутилась
«простецким видом» крепостных
стен и тут же распорядилась обли-
цевать их гранитом. Услужливые
царедворцы бросились исполнять
прихоть государыни и в первую
очередь, конечно же, постарались
изменить вид, открывавшийся из
дворцовых покоев. Вот почему,
если верить фольклору, со сторо-
ны, обращенной к Зимнему двор-
цу, крепость выложена гранитны-
ми плитами, а все, что не видно из
окон, так и осталось кирпичным,
выкрашенным в густой не то крас-
но-малиновый, не то табачный
цвет. Отметим, что первоначально
крепость была названа «Санкт-Пе-
тербург», и только после возведе-
ния на ее территории собора во
имя Святых Петра и Павла она ста-
ла называться Петропавловской. Л
название Санкт-Петербург пере-
шло на возникший под защитой
крепости город.
Главным украшением Петро-
павловского собора является его
многоярусная колокольня с высо-
ким шпилем. По семейной легенде
современных потомков первого ар-
хитектора Петербурга, Трезини
придал колокольне контуры, весь-
ма схожие с фигурой Петра Вели-
кого, как бы создав ему тем самым
своеобразный памятник. Первона-
чальная конструкция шпиля собо-
ра была деревянной. Только в 1857—
1858 годах но проекту инженера
Д. И. Журавского ее сделали метал-
лической. При этом общая высота
собора достигла 122,5 метра.
Шпиль венчает фигура Ангела
- «Летящего ангела», или «Летящей
девы», как называют его иногда в
народе, намекая на бесполую при-
роду небесного воинства. Ангел из-
готовлен только при Екатерине II
по рисунку архитектора Антонио
Ринальди, хотя, если верить леген-
дам, он парил над городом еще при
Петре I. Одна легенда даже утверж-
дает, что практичный и «нечести-
вый» Петр заставил его вертеться,
совмещая одновременно две функ-
ции - декоративную и метеороло-
гическую. Будто бы уже тогда Ан-
гел стал флюгером. На самом деле
вращающимся его сделали гораздо
позже, после того как, закрепленный
неподвижно, он несколько раз сги-
бался под напором ураганных вет-
ров. Высота Ангела - 3,2 метра, а
размах его крыльев составляет 3,8
метра. Петербуржцы любят сдабри-
вать рассказ о Петропавловском
соборе анекдотом: «На экскурсии
в Петропавловской крепости: “Ска-
жите, какого размера Ангел на шпи-
ле собора?" - “В натуральную вели-
чину"».
Кто знает, может быть, это и
правда. В городской петербургской
мифологии Ангел Петропавловс-
кого собора давно уже приобрел
статус символа города. И если, по
одной из легенд, поднятая к небу
пустая рука Ангела ждет ту самую
трубу, которая возвестит свету его
конец, то по другой - она сжимает
незримый меч, который отражает
от города нечистую силу. В 1930-х
годах в чиновничьих кабинетах не
то московского Кремля, не то ле-
нинградского Смольного возник
грандиозный проект замены Анге-
ла на шпиле Петропавловского со-
бора скульптурой вождя всех на-
родов Сталина. Этот чудовищный
план всерьез обсуждался в партий-
ных кругах Ленинграда, и, каза-
лось, ничто не могло помешать его
скорой реализации. Художествен-
ная общественность Ленинграда
была в панике. Не знали, что де-
лать. Согласно городскому преда-
нию, выход нашел директор Эрми-
тажа академик И. А. Орбели: «По-
милуйте, товарищи, - будто бы
сказал он на одном из высоких со-
вещаний,
-
Петропавловский
шпиль отражается в Неве, и что же,
вы хотите, чтобы товарищ Сталин
оказался вниз головой?»
Усыпальница русских
императоров в Петропавловском
соборе.
Фото 1910 г.
Первая площадь Санкт-Петер-
бурга, названная по Троицкому со-
бору Троицкой, возникла под сте-
нами Петропавловской крепости.
До этого здесь, на так называемом
Козьем болоте, находилось пастби-
ще для выпаса домашнего скота. В
мае 1703 года за три дня, как из-под
земли, на краю пастбища, ближе к
Неве, вырастают первоначальные
«царские хоромы», или Домик Пет-
29
ІІтні/шя ПетсрЯщич. М 2 (241/2001
5
предыдущая страница 30 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст