j
тг.
е т е р б у р гс к и й ф о л ьк л о р
оруження в полном соответствии
с правилами строительного и во-
енного искусства того времени.
В 1719 году была предпринята
первая перестройка Адмиралтей-
ства под руководством «шпишюго
и плотницкого мастера» Германа
ван Болеса. Именно тогда над въез-
дными воротами был установлен
высокий «шпиц с яблоком* и ко-
рабликом на самом острие «шпи-
ца*. В городском фольклоре сохра-
нились следы восхищения петер-
буржцев этим сооружением. «По-
смотри-ка, - сказал один веселый
балагур своему приятелю . - па
шпице Адмиралтейства
сидит
большая муха*. - «Да, я вижу, она
зевает и во рту у нее нет одного пе-
реднего зуба*, - ответил тот.
С тех пор ни одна перестройка
- а их было две: в 1727-1738 годах
по проекту И. Коробова и через сто
лет, в 1806-1823 годах, по черте-
жам А. Захарова - не посягнула на
эту удивительную идею ван Боле-
са. Более чем за два с половиной
столетия Адмиралтейский шпиль
с корабликом, или «Адмиралтейс-
кая игла*, как его с легкой руки
Александра Сергеевича Пушкина
стали называть петербуржцы, пре-
вратился в наиболее известную
эмблему Петербурга.
Множество мифов витает и
вокруг самой Адмиралтейской
иглы. Одни говорят, что внутри по-
золоченного яблока находится круг-
лая кубышка из чистого золота, а в
кубышке будто бы сложены образ-
цы всех золотых монет, отчеканен-
ных с момента основания Петер-
бурга. Но открыть ее невозможно,
потому что тайна секретного пово-
рота, открывавшего кубышку, без-
возвратно утрачена. Другие утвер-
ждают, что никаких монет в кубыш-
ке нет, зато все три флага на мачтах
кораблика сделаны из чистого зо-
лота, а в носовой его части хранит-
ся личная буссоль Петра I. Строят-
ся догадки и самые фантастические
предположения о названии кораб-
лика. Одним удалось будто бы про-
честь: «Не тронь меня*, другим:
«Бурям навстречу*. На парусах ко-
раблика действительно есть текст.
На них выгравировано: «Возобнов-
лен в 1864 году октября 1 дня архи-
тектором Риглером, смотритель
капитан 1 ранга Тегелев, помощник
штабс-капитан Степан Кирса-
нов*. Ш ар же, или, как его называ-
ют, «яблоко*, и в самом деле полый.
Внутри находится шкатулка, хотя
и не золотая. В шкатулке хранятся
сообщения о всех ремонтах иглы и
кораблика, имена мастеров, уча-
ствовавших в работах, несколько
петербургских газет X IX века, ле-
нинградские газеты и документы о
капитальных ремонтах 1929, 1977 и
1999 годов. Среди прочих докумен-
тальных свидетельств нашего вре-
мени в нее было положено «Посла-
ние к потомкам*.
АІЇлНШЬ?
w\
Адмиралтейство при Петре Великом. С
гравюры 1716 г.
К 1705 году основные произ-
водственные сооружения А дм и-
ралтейской верфи - эллинги, мас-
терские, склады, кузницы - были
построены. 29 апреля 1706 года со
стапелей Адмиралтейства сошло
первое судно - 18-пушечный ко-
рабль, проект которого, по преда-
нию, составил сам Петр I. Извест-
но, какое значение придавал Петр
строительству военно-морского
флота. Он не оставлял его без вни-
мания даже во время частых отлу-
чек из Петербурга. В фольклорной
энциклопедии петербургской жиз-
ни первой четверти X V III века со-
хранился характерный обмен «по-
сланиями* между царем и первым
генерал-губернатором Петербурга
А. Д. Меншиковым.
■S
#
Александр Данилович
Меншиков
Петр I - Меншикову:
Высылаем сто рублев
На постройку кораблев.
Напишите нам ответ,
Получили или нет.
Меншиков - Петру:
Получили сто рублев
На постройку кораблев.
Девяносто три рубли
Протай и прое.
..
Остается семь рублев
На постройку кораблев.
Напишите нам ответ.
Строить дальше али нет.
Петербургское Адмиралтей-
ство в начале X V III века было един-
ственным в Европе судостроитель-
ным предприятием, которое могло
3 1
ІІт ю /ш м П е т г/ю у р /а .
Л ?
2 ( 2 4 ) /2 0 0 5
предыдущая страница 32 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст