&
е т е р б у р гс к и й ф о л ь к л о р
3 2
похвастать величественным зрели-
щем спуска корабля на воду перед
самыми окнами царского дворца.
С п уско м
руководил
адмирал
Ф . А. Головин, отчего в Петербур-
ге все новые корабли называли
«новорожденными детками Голо-
вина». Сам царь лично вручал стар-
шему мастеру спущенного кораб-
ля на серебряном блюде по три се-
ребряных рубля за каждую пушку.
Говорят, что еще несколько лет пос-
ле смерти Петра мастер в день спус-
ка нового корабля в память о вели-
ком императоре одевался в черную
траурную одежду. Только при жиз-
ни Петра I, то есть с апреля 1706 по
январь 1725 года, на стапелях А д-
миралтейской верфи было постро-
ено более 40 кораблей, а до сере-
дины 1840-х годов, когда Адмирал-
тейство как судостроительное
предприятие полностью утратило
свое значение, на воду было спу-
щено около трехсот кораблей.
В 1700 году для наблюдения за
ходом проектирования и строи-
тельства военно-морского флота
Петр I основал Адмиралтейский
приказ, переименованный в 1707
году в Адмиралтейскую канцеля-
рию. Затем канцелярия была пре-
образована в А дм иралтейскую
коллегию, которая с 1718 года за-
седала в башне над главным вхо-
дом в Адмиралтейство. Вплоть до
самой своей кончины Петр I при-
нимал личное участие в работе
коллегии. Заседания, как правило,
продолжались до одиннадцати ча-
сов. после чего государь, по сло-
ж ивш ем уся обы кновению , под-
креплял себя рюмкой анисовки.
Адмиралы с удовольствием следо-
вали примеру царя. Постепенно
сложилась, а затем распространи-
лась по всей Руси поговорка, обо-
значающая время предобеденной
выпивки и закуски: «Адмиральс-
кий час пробил, пора водку пить».
М ежду прочим, 11 часов утра на
кораблях военно-морского флота
до сих пор называют «Адмиральс-
ким полднем*. Впрочем, со време-
нем смысл этой традиции претер-
певает изменения. Например, со-
гласно «Словарю русского военно-
го жаргона», «Адмиральским ча-
сом* называется любой послеобе-
денный часовой отдых на корабле.
В 1704 году недалеко от Адми-
ралтейства, на месте старинной,
еще допетербургской, усадьбы
шведского майора Конау по ини-
циативе и по личному указанию
Петра 1 был разбит Л етний сад.
За рази в ш ись п рос ветител ьс к и м и
идеями немецкого философа Гот-
фрида Лейбница. Петр хотел, что-
бы Летний сад служил просвеще-
нию. Якоб Штелин, приехавший в
П етербург в 1735 году, записал
любопытное предание.
«Ш ведский садовник Шредер,
отделывая прекрасный сад при Лет-
нем дворце, между прочим сделал
две куртины, или небольшие пар-
ки, окруженные высокими шпале-
рами, с местами для сидений. Госу-
дарь часто приходил смотреть его
работу и, увидавши сии парки, тот-
час вздумал сделать в сем увесели-
тельном месте что-нибудь поучи-
тельное. Он приказал назвать садов-
ника и сказал ему: “Я очень дово-
лен твоею работою и изрядными
украшениями. Однако не прогне-
вайся, что прикажу тебе боковые
куртины переделать. Я желал бы.
чтобы люди, которые будут гулять
здесь в саду, находили в нем что-
нибудь поучительное. Как же нам
это сделать?” - “Я не знаю, как это
иначе сделать, - отвечал садовник,
- разве ваше величество прикаже-
те разложить по местам книга, при-
крывши их от дождя, чтобы гуляю-
щие, садясь, могли их читать". Го-
сударь смеялся сему предложению
и сказал: “Ты почти угадал: однако
читать книга в публичном саду не-
ловко. М оя выдумка лучше. Я ду-
маю поместить здесь изображения
Езоповых басен". <„.> В каждом
углу сделан был фонтан, представ-
ляю щ ий какую -нибудь Езопову
басню. <.
..> Все изображенные жи-
вотные сделаны были по большей
части в натуральной величине из
свинца и позолочены. <.
..> Таких
фонтанов сделано было более шес-
тидесяти: при входе же поста&тена
свинцовая вызолоченная статуя
горбатого Эзопа. <.„> Государь
приказал подле каждого фонтана
поставить столб с белой жестью, на
котором четким русским письмом
написана была каждая басня с тол-
кованием».
К середине X V III века количе-
ство скульптур в Летнем саду при-
ближалось к 250. Остается только
сожалеть, что большинство из них
погибли в результате разрушитель-
ных наводнений 1777 и 1824 годов.
Сохранилось только 89 скульптур,
среди которых наиболее известна
так называемая «Нимфа Летнего
сада* - беломраморная Флора, вы-
полненная в начале X V III века не-
известным итальянским скульпто-
ром. Еще более известна другая
скульптура, долгое время находив-
шаяся в Летнем саду. Это знамени-
тая Венера - подлинная античная
статуя III века до н.э., найденная во
время раскопок в Риме в 1718 году.
И т ю /ш м П гт г/и 'ц /^п .
.N *
2 (2 4 ) /2 0 0 5
М М
предыдущая страница 33 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст