е т е р б у р гс к и й ф о л ьк л о р
Она была привезена в Россию ста-
раниями агента Петра 1 Ю рия Ко-
логривова и дипломата Саввы Ра-
гузинского. В результате длитель-
ных переговоров Венеру удалось
обменять на мощи св. Бригитты,
хотя надпись на бронзовом кольце
пьедестала утверждает другое. С о-
гласно ей, Венера была подарена
Петру I папой Климентом XI. По
прибытии в Петербург скульпту-
ру установили в Л етнем саду
«всем на обозрение и удивление*.
Появление Венеры в «мраморной
галерее царского огорода* было
воспринято далеко нс однозначно.
Ее обзывали «срамной девкой*,
«блудницей вавилонской* и «бе-
лой дьяволицей*. По свидетель-
ству современников, многие де-
монстративно плевались в ее сто-
рону. У скульптуры пришлось по-
ставить караульного.
Дальнейшая судьба Венеры на-
прямую связана с судьбой Летнего
сада. После разрушительных на-
воднений 1777 и 1824 годов, кото-
рые привели к гибели многих
скульптур, их решили не восста-
навливать, а многие из тех, что ос-
тавались невредимыми, из Летне-
го сада убрали. Так Венера попала
в Таврический дворец. В середине
X IX века она была перенесена в
Эрмитаж. Тогда-то за ней и закре-
пилось современное название -
Венера Таврическая.
В октябре 1917 года, сразу пос-
ле штурма Зимнего дворца, во из-
бежание искушений, возле нагой
богини, как и в далеком начале
XVIII века, был поставлен карауль-
ный - вооруженный матрос, пере-
поясанный пулеметными лентами
поверх тельняш ки. Если верить
фольклору, время от времени он
выкрикивал в толпу экскурсантов:
«Кто руки обломал? Ноги повыдер-
гиваю!* В 1930-х годах ленинград-
ские ценители прекрасного специ-
ально ходили в Эрмитаж полюбо-
ваться недосягаемым соверш ен-
ством благородной античной скуль-
птуры. Среди интеллигенции сло-
жился обычай незаметно прика-
саться губами к белому мрамору
скульптуры. В сокровищнице го-
родского фольклора эта традиция
оставила неизгладимый след в виде
изящного и неповторимого эвфе-
мизма: «Целовать Венус в тохис*.
К середине второго десятиле-
тия X V III века Петербург пред-
ставлял собой огромную по тем
временам территорию, застроен-
ную в основном беспорядочно раз-
бросанными деревянными домами.
Однако Петра I не покидала дав-
няя мечта о городе, подчиненном
единому плану, хотя он и понимал,
что для этого придется снести все
уже возведенные на Адмиралтейс-
кой и Петербургской сторонах по-
стройки. В этом смысле неосвоен-
ный к тому времени Васильевский
остров представлял собой заман-
чивую строительную площадку. В
конце 1715 года у царя созрело ре-
шение именно на Васильевском
острове возвести центр города.
Здание Двенадцати коллегий, стро-
ительство которого началось по
проекту Доменико Трезини, дол-
жно было сформировать западную
границу предполагаемой централь-
ной площади столицы. Вот почему
плоский непрезентабельный торец
этого величественного государ-
ственного учреждения выходит к
Неве, заметно диссонируя с торже-
ственным строем величественных
фасадов всей набережной.
Так было на самом деле. Н о
фольклор дает этому иное объяс-
нение.
Согласно
одному
из
преданий, собираясь однажды
уехать из Петербурга, Петр пору-
чил А. Д. Меншикову начать стро-
ительство здания Двенадцати кол-
легий вдоль набережной Невы.
Оно должно было стать как бы про-
должением Кунсткамеры. А в на-
граду Петр разрешил своему лю -
бимому Данилычу использовать
иод собственный дворец всю зем-
лю, что останется к западу от Кол-
легий. Не особенно чистый на руку
и хитроватый М енш иков рассу-
дил, что если возвести длинное
здание вдоль Невы, то царский по-
дарок превратится в горсть нико-
му не нужной землицы. И он ре-
шил выстроить здание Коллегий
не вдоль набережной, а перпенди-
кулярно к ней. Вернувшийся из
поездки Петр пришел в ярость.
Таская Алексаш ку за ш иворот
вдоль всего здания, он останавли-
вался около каждой коллегии и
бил его своей знаменитой дубин-
кой. Но сделать уже ничего не мог.
Чтобы более ясно представить
себе границы петровского Петер-
бурга, достаточно назвать, кроме
уже известных нам из предыдуще-
го текста освоенных при Петре
районов Петербургской стороны и
Васильевского острова, Охту, Вы -
боргскую сторону и Коломну. Охта
- это один из старейших районов
города на правом берегу Невы,
расположенный по обе стороны
реки Охты. «Охта* предположи-
тельно переводится с финского, как
«закат*, «запад». В то же время
некоторые историки считают, что
название реки О хты по-ф ински
означает «Медвежья речка*. Не
мудрствуя лукаво, фольклор пред-
лагает свои варианты.
Во время осады Ниеншанца,
рассказывает героическая легенда
времен Северной войны, Петр I сто-
ял на левом берегу Невы и грозил
кулаком той стороне, которую дол-
га не мог взять: «ОХ, ТА сторона!*
Ж ивет в Петербурге и другая
легенда. Будто бы однажды царь на
лодке перебрался на правый берег
Невы, где поселились работные
люди Партикулярной верфи, об-
Меншиковский дворец. Современная
фотография
3 3
IIспічіши Псніерчціїсн.
.V
2 (2-І )/21105
предыдущая страница 34 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст