е т е р б у р г с к и й ф о л ь к л о р
Петру пришла в голову оригиналь-
ная мысль: в Петербурге ж или в
больш инстве своем лю ди п р и -
шлые, из других «стран», то есть
странники, и кому, как не им, по-
коиться после кончины под защи-
той странноприимца Сампсония.
Это соображение, как гласит на-
родное предание, и навело «остро-
умного государя* на мысль «назна-
чить кладбище у св. Сампсония*.
Это и было первое петербургское
кладбище. В X V III веке его чаще
всего называли: «У Сампсония».
Таким оставил Петербург сво-
им потомкам его великий основа-
тель. Наиболее значительными со-
бытиями строительной жизни Пе-
тербурга, повлиявш ими на буду-
щий облик северной столицы, сра-
зу после смерти Петра, следует в
первую очередь назвать появление
мостов через Неву. Как известно,
Петр I мостостроения не поощрял.
Зацикленны й, говоря современ-
ным языком, на море, он и в своих
согражданах хотел видеть исклю -
чительно моряков. Сообщ ение
меж ду островами дельты Невы
царь предполагал только на шлюп-
ках, а мосты разрешал строить не
иначе как в исключительных слу-
чаях: при прокладке дорог через
реки и протоки. Например, такие
мосты , как И оанновский через
Кронверкский проток для сообще-
ния с Петропавловской крепостью
и А ничков через Ф о н тан ку для
проезда к Большой Новгородской
дороге появились только благода-
ря острой необходимости. Нева
мостов вообще не знала. Первый
И саакиевский плаш коутны й, то
есть наплавной, мост через Неву от
И саакневского собора на А д м и -
ралтейском острове к дворцу Мен-
шикова на Васильевском появил-
ся только в 1727 году, через два
года после кончины императора,
при императрице Екатерине I.
М ост был наведен по проекту и
под руководством корабельного
мастера бомбардир-лейтенанта
Ф . II. Пальчикова. Вот как об этом
рассказы вается в старой петер-
бургской легенде.
Однажды, ранней весной 1727
года, императрица собралась на Ва-
сильевский остров, к Александру
Даниловичу Меишпкову, в его но-
вый дворец, что возвыш ался на
противоположном берегу Невы. На
переправе ей подали лодку, и она
попыталась сойти в нее. Н о лодка
накренилась, и волной залило весь
подол царственного платья. Екате-
рина попыталась еще раз сесть в
лодку, но и на этот раз ничего не
получилось. Ее хлестнуло волной,
платье вновь оказалось вымочен-
ным, на этот раз - полностью. Тогда
будто бы Екатерина приказала со-
брать все лодки, что были в нали-
чии на переправе, и выставить их
борт к борту от одного берега до
другого. Остальное было делом не-
хитрой техники и см етливости
приближенных. На лодки настлали
доски, которые и создали подобие
моста на Васильевский остров. Это
понравилось. Если верить сохра-
нивш ейся легенде, именно так и
появились знаменитые петербург-
ские наплавные мосты.
Исаакиевский наплавной мост
простоял всего одно лето. Затем он
был разобран и в течение пяти лет,
пока царский двор Петра II нахо-
дился в М оскве, не наводился.
Только в 1732 году, после возвра-
щения царского двора Анны Иоан-
новны из Москвы в Петербург, был
вновь наведен и с небольшими пе-
рерывами успешно служил вплоть
до 1912 года. В X V I И - X I X веках
наплавных мостов в Петербурге
было несколько. И х художествен-
ному оф ормлению придавалось
большое значение. В проектирова-
нии мостов принимали участие
многие известные архитекторы .
Возможно, среди них был и самый
знаменитый зодчий X V III столе-
тня Бартоломео Ф ранческо Рас-
трелли. Кстати, Растрелли стал
первым придворным архитектором
после возвращ ения Петербургу
столичного статуса в 1732 году. По
его проектам в Петербурге строят-
ся Петергофский и Екатерининс-
кий дворцы, царский Зимний дво-
рец и дворцы-усадьбы Воронцова
и Строганова, Летний дворец Ели-
заветы Петровны на берегу Мойки
в конце X V III века был разобран,
временный Зимний дворец, возве-
денный на период строительства
постоянного, ныне существующего
Зим него дворца. Бы ли и другие
постройки. Архитектурный облик
Петербурга X V III века невозмож-
но представить без величествен-
ных и монументальных шедевров
Вар<)юломея Варфоломеевича Ра-
стрелли, как его на русский манер
называли в России.
Одна из самых известных по-
строек Растрелли - Смольный со-
бор. Он возведен на месте старин-
ного русского села Спасского, в
котором еще в X V II веке шведы
соорудили укрепление - форт
Сабина, прозванны й русскими
«Спасский шанец». Затем, уже при
Петре I, здесь строится так назы-
ваемый Смольны й двор, на кото-
ром производилась и хранилась
смола для нужд Адмиралтейства.
Непосредственно на месте будуще-
Вид на Исаакиевский мост. Исаакиевскую и Сенатскую площади зимой.
Раскраш енная литография. 1830-е гг.
ІІгпічічім Іігт е р б у їм а . М 2 ( 2 4 ) /2 0 0 5
предыдущая страница 37 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст