е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
был еще кадетом? <.
..> давно л» я
твердил немецкий урок при веч-
ном шуме корпуса? Теперь я пра-
порщик <.
..> В ушах моих все еще
отзывает шум и крики играющих
кадетов и однообразное ж уж ж а-
ние прилежных учеников, повто-
ряю щ их вокабулы - le bluet, le
bluet, василек, amarante, амарант,
amarante, amarante <.
..> Успокоясь
мало-помалу, наблюдал я движ е-
ние передних колес и делал мате-
матические вычисления. Н ечув-
ствительным образом сне занятие
меня уто м и л о <.
..> П риехав на
станцию, я отдал кривому смотри-
телю свою подорожную и потребо-
вал скорее лошадей*24.
Хм, урокн-то немецкого, а во-
кабулы-то - французские. Н о это
так, мелочи. А чтобы было понят-
но наше общее изумление, несколь-
ко комментариев к разрозненным
фактам.
Васильков - уездны й город
чуть южнее Киева, где квартировал 1
2
3
*
5
*
7
*
*
10
*
*
13
14
15
16
17
Черниговский полк - тот самый,
что восстанет в декабре того же
1825 года. Именно туда едет вновь
испеченный армейский прапорщик.
И дорога его на Васильков из Пе-
тербурга леж ит через все ту же
Выру, все ту же Лугу, ну а затем -
Псков, Витебск, Гомель, Киев.
В 1829-1830 годах, когда пи-
сались «Записки молодого челове-
ка*, воспитанники тех классов, в
которых за два года до этого обу-
чался Дрейер, стали называться
кадетами (ранее это были порту-
пей-прапорщики), как и ученики
кадетских корпусов. И м ен н о в
этом году в институте были введе-
ны уроки французского (ранее зна-
ние этого языка просто было усло-
вием поступления, ибо на нем ве-
лось все обучение).
Вот только дочку станционно-
го смотрителя в повести звали Д у-
ней, а не Аленой.
...Господи, неужели мы нашли
воплощение голубой мечты совет-
ских литературоведов - того един-
ственного
типичного подст авит е -
ля, которого описывала вся русская
литература и которого они (лите-
ратуроведы) так упорно и безус-
пешно искали? Причем настолько
типичного, что каждый факт его
биографии ложился пуш кинской
строкой если не в стихотворении,
то в той либо иной повести - и про-
изводство в армейские прапорщи-
ки после окончания учебы в каче-
стве кадета, и зубрежка то ли не-
мецкого, то ли французского, и бы-
страя утомляемость от математики,
и дорога на столь любезную сердцу
Лугу через Выру, и женитьба на доч-
ке станционного смотрителя 14-го
класса сразу после путешествия в
год написания «Записок молодого
человека*, и даже имя.
..
Причем автор скорее всего не
подозревал о существовании сво-
его основного героя. Так, просто,
«...в мае месяце, случилось мне
проезжать.
..*23.
1
Цнт. по: Пушкин А. С. Пиковая лама / / Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. М„ 1987. Т. 3: Проза. С. 190.
2 Там же. С. 213.
3 Гуэевнч Д. Ю., Гузевич И. Д. О Пушкине, инженерах и об одном забытом французском обществе / / Петербургские чтения-
97: Петербург и Россия. СПб.
. 1997. С. 416-433.
' Пушкин А. С. Указ. соч. С. 194.
5
Алексеев М. П. Пушкин и наука его времени (Разыскания и этюды) / / Пушкин: Исследования и материалы. М.; Л., 195
T. 1. С. 84.
* Там же. С. 86.
7 Шварцбанл С. История «Повестей Белкина*. Иерусалим. 1993. 203 с.
* Шварцбанл пишет «1-й кадетский корпус был основан в 1732 г. в Петербурге. После основания Морского корпуса, с 1752.
он стал называться Сухопутным Шляхетским кадетским корпусом,
с
1800 - 1-м кадетским корпусом. Третий корпус - или
2-й Сухопутный - был создан после 1812 г.* (там же, с. 31). Здесь все перемешано. Реальная картина была следующей: указ об
основании Сухопутного шляхетного (SIC!) кадетского корпуса был дан Сенату 29.7.1731, а открытие состоялось 17.2.1732, и с
основанием Морского кадетского корпуса в 1752 г. его название не менялось. При этом Морской кадетский корпус создавался на
базе Навигацкой школы (создана в 1701). Морской академии (с 1715) и Гардемаринской роты. В 1758 г. в очередной раз были
объединены Артиллерийская и Инженерная школы (первая тянет свою историю с 1701 г., вторая - с 1709), и в 1762 г. новая
объединенная школа была преобразована в Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус. По указу от 10 марта 1800 г. (ПСЗ.
T. XXVI. № 19319. С. 71) Сухопутный шляхетний кадетский корпус был наименован 1-м, а Артиллерийский и инженерный -
2-м.Так что ни о каком «после 1812* речь не идет.
* Алексеев М. П. Указ. соч. С. 86.
10 Воронин М. И., Воронина М. М. Франц Антон Герстнер (1793-1840). СПб., 1994. С. 80.
" [Чаруковский]. Список лиц окончивших курс наук в Институте инженеров путей сообщения императора Александра I с
1811 по 1882 г. СПб., 1883. |283| с.: Максимовский М. Исторический очерк развития Главного Инженерного училища. 1819
1869. СПб.
. 1869. [1|, VI, 208. 183 с.
17 IЧаруковский]. Указ. соч. С. 22-26. 87-89.
13 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 207. Он. 15. Д. 41. 1829. Л. 31, 41; Д. 42. 1830. Л. 89, 95 об.
.
135, 166 об. - 167; Д. 44. 1832. Л. 214 об. - 215; Д. 45. 1833. Л. 153 об.; Д. 46. 1834. Л. 87-88. - Выявлено С. Снятковым и
сообщено в письмах от 12.02, 5.04 и 27.04.1997.
14 Пушкин А. С. Пиковая дама. С. 198.
15 Максимовский М. Указ. соч. С. 85.
16 Алексеев М. П. Указ. соч. С. 76.
17 Максимовский М. Указ. соч. С. 109-110.
и РГИА. Ф. 207. Он. 15. Д. 42. 1830. Л. 17, 38. - Выявлено С. Снятковым и сообщено в письме от 27.04.1997.
'* Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 381. Он. 13. Д. 77. Л. 53.
70 [Чаруковский]. Указ. соч.
71 РГИА. Ф. 207. Он. 15. Д. 42. 1830. Л. 17, 38.
77 Там же.
71 Цит. по: Пушкин А. С. Станционный смотритель / / Пушкин А. С. Повести. Paris, 1995. С. 83.
71 Цит. по: Пушкин А. С. Записки молодого человека / / Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. М.
. 1987. Т. 3: Проза. С. 342.
75 Цит. по: Пушкин А. С. Станционный смотритель.
.. С. 84.
/ / г ш х / ш я / / с т г / м ї ;/ / » / « . А ?
2 { 2 4 )/2 0 0 5
предыдущая страница 43 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст