^ ^ ^ ч е з н у в ш и й г о р о д
М 3 прошлого Летнего
сада.
ФращуЗскмі партер
с Юелъфнновмм каскадом
В. А. Коренцвит
/медленно продолжая нашу
1м4оро/яивую прогулку по Летне-
му саду с камер-юнкером Берх-
гольцем. заглянем на любимую дет-
ворой площадку, где стоит памят-
ник дедушке Крылову. «Против
большого птичника устроен еще в
виде водопада красиво вызолочен-
ный мраморный фонтан, украшен-
ный многими позолоченными со-
судами. Это место, бесспорно, одно
из лучших в саду. Все оно обсаже-
но кустарником и окружено решет-
кой*1
. Жаль, что на этот раз любо-
знательный Берхгольц, был столь
лаконичен. Понадобились тща-
тельные изыскания в архивах, что-
бы понять, о чем идет речь.
Напомним,
в
предыдущем
очерке говорилось о том, что в
1718 году начались работы по пе-
ределке Летнего сада. К несчастью,
в преддверии строительного сезо-
на 1719 года умер генерал-архи-
тектор Ж.-Б. Леблон. Целый ряд
архитекторов пришли ему на сме-
ну, и среди них - Николо Пино.
Сын и ученик прославленного
своими работами в Версале рез-
чика Ж.-Б. Пино, он приехал в
Россию вместе с другими фран-
цузскими мастерами в команде
Леблона. По заключенному с ним
как с «главным скульптором Его
Величества царя» контракту Пино
обязался делать не только скульп-
туру, но также «двери, камины,
обрамления, столы с декориров-
кой и другие украшения». Испол-
ненные по его моделям и при не-
посредственном участии резные
дубовые панели для Дубового ка-
бинета Петра I в Большом Петер-
гофском дворце относятся к чис-
лу шедевров декоративного ис-
кусства. В документах его имену-
ют «резчиком», но сам себя Пино
с полным основанием называл ар-
хитектором: известно несколько
его построек в Париже, Петербур-
ге, Петергофе и Кронштадте. В
Российском государственном ис-
торическом архиве (РГИА) сохра-
нились документы о сооружении
по проекту Н. Пино в Летнем саду
некого «Амфитеатра*. 7 июня
1719 года комиссар И. Игнатьев
известил Канцелярию строений,
что «мастеру Пиновию, которому
надлежит лить свинцовой Амфи-
театр в саду царскаго величества,
а без уголья делать невозможно.
..
Он же Пиновий требует для рабо-
ты француженина Семанжа». Од-
нако заполучить этого мастера не
удалось, и договор на отливку кас-
када был заключен с литейщика-
ми Вагарно и Днфуром. «1719 ав-
густа в 21 день но указу великаго
государя дворянину Ивану Игна-
тьеву по договору француженина
рещика Пиновия договорились из
французов Вогарно и Дифур вы-
лить из свинцу по модели и чер-
тежу во огороде его царскаго ве-
личества фонтана или кашкада,
отделать и вычищить свинцовую
всякую штучку*. Заканчивал рабо-
ту уже другой литейный мастер -
Ф. Васса. Из его контракта узнаем
важные подробности: «В договоре
онаго Пиновия с литейщиком Вас-
су написано, велено вылить из
свинцу к первому выливанию в
добавку, а именно: один дельфин,
длины семь фут, и под ним будет
гласон, длины шесть фут, вышины
полфута, один мушель, длина че-
тыре фута, ширина полтри фута,
три консоля в орнаменте вместе,
которая будет под мушелямн, вы-
шиною один фут и восемь дюйм,
ширины полтри фута*2. Упомина-
ются и какие-то «штуки со свои-
ми орнаментами, как на модели
значено*. «За всю работу догово-
рились ценою за 300 рублев делать
и за поставку в саду еще 80 руб-
лев*3. («Мушель* в переводе оз-
начает «раковина*, «гласон* -
чаша.) Если высота дельфинов
была 7 футов, то. судя по рисунку
Пино, общая высота каскада с вен-
чающим вазоном составляла око-
ло восьми метров. В 1721 году,
когда Берхгольц посетил Летний
сад, каскад был полностью готов.
Но в 1724 году Петр I приказал ар-
хитектору М. Г. Земцову «у гото-
вой каскады, которая в партере,
где стоят золотые статуи, зделать
урны свинцовые, в которых будет
вода». В скобках заметим, что это
распоряжение после смерти Пет-
ра 1
осталось не выполненным.
К сожалению, не известны
изображения каскада, за исключе-
нием планов Летнего сада.
о-
«2.
------
Центральные боскеты Летнего
сада.
Фрагмент плана Летнего
сада 1740-х
гг.
Стокгольм.
Национальный музей. ТНС - 452
Есть сведения, что М. Г. Зем-
цов исполнил его чертеж для заду-
манного Петром I альбома с вида-
ми Петербурга и дворцовых при-
городов. В 1726 и 1727 годах архи-
тектор передал в Канцелярию стро-
ений для гравирования 21 чертеж
«палатных, галерей, фонтанных,
каскадных, люстгаузов*. Однако
альбом, в котором только по Лет-
нему саду должно было быть
70 чертежей, так и не был издан.
3
Пспю/нля Петербурга. М 2 (24)/2005
предыдущая страница 4 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст