У У р и го р о д ы
Есть записи и о событиях в са-
мом Петербурге, которые выходят
за рамки данной публикации. М ы
не стали воспроизводить все ме-
теоданные о температуре воздуха
по шкале Реомюра (здесь приво-
дятся по Цельсию)7, давлении ат-
мосферы, направлении ветра, осад-
ках. Их анализ - предмет специаль-
ного научного рассмотрения, кото-
рый покажет, что и сто с лиш ним
лет назад погода на северо-западе
России была переменчивой. Сам
мемуарист производит впечатле-
ние культурного и образованного
человека, а его бесценные записи
восполняют дефицит краеведчес-
кого материала по истории Орани-
енбаума.
Следует учиты вать, что для
правильного сопоставления сроков
природных и климатических явле-
ний в прошлом и настоящем необ-
ходимо прибавлять к датам днев-
ника (по старом у стилю в X I X
веке) число 12. Д невник имеет
продолж ение за
последую щ ие
1892-1894 годы, и его окончание
готовится к публикации.
Пожалуй, наиболее ценными
и подробными являются дневни-
ковые сведения о театрально-кон-
цертной жизни Ораниенбаума.
Так, «музыкальные вечера* под
управлением капельмейстера М о -
рица Келера
8
в 1889 году начина-
лись в «вокзальном саду
* 9
23 мая
и закончились 29 августа. Оркестр
состоял из 40 музыкантов; эти ве-
чера предшествовали театральным
выступлениям. 28 мая в привок-
зальном театре открылись спектак-
ли; «.
..давали комедию “Соловуш-
«Концертный сад» у вокзала
в Ораниенбауме.
Гравированный
рис. А. Баумана. 1881 г.
ка" и водевиль
“Комедия без назва-
ния
г”*. Завершился этот сезон 30
августа «прощальным спектаклем*,
в программе которого значились
«комедия Крылова-Александрова
“Надо разводиться" и соч. Зазули-
на шутка “Дачные шалости в Ора-
ниенбауме”*!
В середине летнего театрально-
го сезона (гастрольного) давались
бенефисы: в 1889 году 30 июля -
директора Ораниенбаумского те-
атра И. П. Зазулина, шла «игривая
четы рехактная
оперетка
Герве
“Лиса Иатрикеевна’’*; 5 августа -
бенефис капельмейстера М. Келе-
ра, «в концерте сверх оркестра при-
нимали участие <.
..> Эйзенберг
(из Павловска), превосходно сы г-
равший на виолончели фантазии
Сервэ на мотивы из оперы “Дочь
полка”, а также госпожа Федерс,
сыгравшая на скрипке венгерский
танец Брамса и “Красный сарафан"
соч. Венявского»; 24 августа - бе-
нефис «театрального кассира Бо-
риса*, в котором «состоялся дра-
матический спектакль, шла коме-
дия А. Соколова “Наследство зо-
лотопромышленника” и водевиль
“Бедовая бабуш ка“*.
Л ю бопы тен перечень подар-
ков, преподнесенных бенефициан-
там, который добросовестно со-
ставлен отставны м генералом:
«...от публики громадный лавро-
вый венок, серебряный кофейный
прибор, три ящичка столового се-
ребра и массивный чеканной ра-
боты портсигар.
.. от лица труппы
<...> за честное отношение к делу
- серебряный столовый прибор.
..
роскошный письменный прибор с
золотыми украш ениями, массив-
ная золотая цепочка с брелоком-
лирою из бирюзы и золотые за-
понки, украшенные бирюзой.
.. на
собранные по подписке деньги -
прекрасной работы золотые часы,
цепочка и жетон*.
В следующем 1890 году капель-
мейстером оркестра из 40 музыкан-
тов был Ф ранц Ш редер. Первый
музыкальный вечер «открылся гам-
ном “Боже царя храни”, и первое
отделение концерта началось мар-
шем Ф. Шредера “Мой привет Ора-
ниенбауму".
.. в котором он выказал
себя талантливым композитором и
опытным дирижером*. На следую-
щий день «начались спектакли в
театре вокзального сада, шли две
пьесы: “Разлука такж е наука" и
“Коль кур во щи.
..”*. 4 августа со-
стоялся бенефис Ф . Шредера, по-
лучивш его «от публики золотые
часы-хронометр, солидный сереб-
ряный прибор, изящный лавровый
венок с инициалами и несколько
мелких подарков от оркестра*. В
«вокальной части участвовали пев-
цы: Гаммпери (сопрано), Фпларс-
това (альт) и Дубровский (бари-
тон): Гаммиери слишком вибриро-
вала, но фразировала недурно, Фи-
ларетова пела в горло и плохо фра-
зировала, а о Дубровском лучше
умолчать.
.. в антрактах в саду играл
хор военной музыки (так в руко-
писи. -
В. П.)
5-го флотского эки-
пажа; благодаря обширной програм-
ме и повторениям, концерт затянул-
ся за полночь*.
В том же 1890 году в Ораниен-
бауме гастролировали гитарист и
композитор Декер-Ш енк, эстрад-
ный чтец Тройницкий, Брагин
«спел несколько юмористических
куплетов*, состоялся бенефис ар-
тиста императорских театров флей-
тиста Пуни, выступили скрипачи
К. Н. П ути лов
10
и М. А. Вольф-Из-
раэль", виолончелист М. В. Влади-
м иров12. Ф ей т (арфа), Гайнотн
(валторна), Циммерман (корнет-а-
пистон), певец баритон Н. М . Са-
фонов13, сопрано княгиня Енгалы-
чеваи. А 26 августа «главною при-
манкою спектакля был известный
в Петербурге круж ок любителей
игры на балалайках под управлени-
ем В. В. Андреева
15
(8
человек) <.
..>.
Ложи стоили от 9 до 25 рублей*.
Л ю бовь к театрализованным
постановкам среди петербуржцев
последней четверти X IX века была
настолько велика, что в селе Мар-
тыш кине16, к востоку от Ораниен-
баума, «на дачах мещанина Ф оми-
на» организовывались спектакли и
музыкальные вечера, которые «из-
рядно устраивались здесь на от-
крытой сцене семействами, ж ив-
шими на этих дачах как бы одною
дружною семьею*.
Как бывш ий военный гидро-
граф, Анкудинов подробно и с лю-
бовью описывает церемонию освя-
щения (с участием Иоанна Крон-
штадтского) и открытия
11
июня
1889 года морского «канала длиной
700 саженей (около 1,5 км. -
В. П
.).
сооруж енного
товарищ еством
Ораниенбаумского пароходства от
пристани вдоль дамбы конно-же-
лезной дорога к вокзалу*. О т ког-
И гт п р и н П ет ер б ур га . М 2 (2 4 ) /2 0 0 5
предыдущая страница 59 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст