т
р и го р о д ы
ся флагами, а вечером в разных
местах жгли бенгальские огни и
плош ки; у К и тайского дворца
22
был сожжен небольш ой ф ейер-
верк». По записям генерала, даже
при отсутствии камер-фурьерско-
го журнала, мы теперь знаем «рас-
писание» приездов и отъездов пос-
ледней из Дома Романовых орани-
енбаумской великой княжны и гер-
цогини Мекленбург-Стрелицкой
23
на склоне ее лет: в 1889 году -
2 сентября «в 10 Ч утра вел. кн. Ека-
терина
М ихайловна
уехала
в
С .-П етербург из своего летнего
пребывания в Китайском дворце»;
в 1890 году - 16 июня «в
6
и 1/2 ч
вечера приехала вел. кн. Екатери-
на Михайловна для летнего пребы-
вания в Ораниенбаум, в Китайс-
кий дворец», а уехала
12
августа в
9 часов утра (за четыре дня до сво-
его дня рождения и сильнейшего
наводнения в этот день). И, конеч-
но, «город разукрашивался флага-
ми в день тезоименитства госуда-
ря императора (30 августа), был
парад от Самарского полка».
По-видимому, отставной гене-
рал Анкудинов имел доступ и к
полицейским отчетам24, благодаря
чему мы можем составить впечат-
ление о криминальной обстановке
в Ораниенбауме за двухгодичный
срок, в целом очень благополучной.
Описаны два случая самоубийства:
25 июля 1889 года, вечером, крес-
тьянин села Мартышкина бросил-
ся под колеса петербургского по-
езда, а 15 октября 1890 года «в 9 ч
утра зарезался бритвой цеховой
сапожный мастер Капель, оставив
после себя жену и 4-ых малолет-
них детей; он был прекрасный мас-
тер и имел постоянно много зака-
зов*. Всего одна «покража»: 17 ок-
тября того же года «вор в окне ал-
таря военной церкви
25
выдавил два
нижних стекла, проник через от-
верстие в церковь и похитил из
церковной выручки находившие-
ся там
6
рублей, оставив все цер-
ковные вещи не тронутыми».
Отмечено несколько несчаст-
ных случаев. «Только весною это-
го года (1889.
В. П.),
после вскры-
тия льда, всплыло около Кронш -
тадтской гавани тело мичмана
Шулепникова, а сегодня,
12
нюня,
около Ораниенбаумского берега
близ бараков Морского госпиталя
было найдено всплывшее тело мич-
мана Второва и предано земле в
О раниенбауме с подобаю щ ими
воинскими почестями; шлюпка, на
которой отправились осенью про-
шлого года из Ораниенбаума в Пе-
тербург молодые люди, до сих пор
не найдена».
28
ноября 1889 года «в
6
ч ве-
чера против Военного угла Крон-
ш тадтской гавани провалилась
лошадь смотрителя зимней морс-
кой дороги отставного капитана
И. М . Глади на, возвращавшегося
по льду из Кронштадта в Орани-
енбаум». Благодаря помощ и ко-
манды матросов парохода «Луна»,
вытащивших ездока и его лошадь,
«капитан Гладим продолжил свой
путь по льду в Ораниенбаум (при
температуре -9°. -
В.
//.), куда и
прибыл благополучно, почти од-
новременно с пароходом “Луна"*.
Ледоколы «Луна» и «Заря» на зимнем пути из Кронштадта в Ораниенбаум.
Фото И.
Яковлева. 1890-е гг. (Публикуется впервые)
6 0
Однако через неделю Иван Мака-
рович Гладин «внезапно умер*. А
23 мая 1890 года, утром, в доме го-
родского головы А. II. Рубакина
26
(отца писателя Николая Рубаки-
на) в помещ ении, занимаемом
тракти ром Ш и ш ки н а «Горный
Д убн як*27, вследствие гнилости
балок «по небрежности домохозя-
ина упал потолок; к счастью, в это
время в трактире никого не было».
1 августа того же года в 9 ч. 20 мин
вечера вблизи платформы «Ора-
ниенбаум» под колесами локомо-
тива погибла некая Меньшикова,
торопившаяся на концерт в при-
вокзальный театр.
Езда на санях легковых извоз-
чиков, как основной вид гужевого
транспорта по городу Ораниенбау-
му, начиналась в зависимости от
наличия снега: в 1888 г. - 15 октяб-
ря, в 1889 г. - 18 ноября, в 1890 г. -
6
ноября. Соответственно, езда
«морем на лошадях* (по льду Ф ин-
ского залива) «в кибитках и на па-
рах) устанавливалась на одну-две
недели позже: в 1888 г. -
1
ноября,
в 1889 г. - 27 ноября, в 1889 г. -
10 ноября. В эти годы зимний путь
из Кронш тадта в О раниенбаум
освещался электрическим «маяч-
ным* фонарем, установленным на
Общественной пристани в Крон-
штадте; в январе на льду ставили
зимние вехи и сторожевые буд-
ки. Кроме этого, сущ ествовала
долж ность конного смотрителя
зим ней дороги. Э то создавало
дополнительную безопасность и
пешеходам.
За несколько дней до зимнего
сезона «большие ораниенбаумские
пароходы*
(колесны е)
«Луч»,
«Николай» и «Обновка* (с баржей
для товаров) купца Сидорова.
«Дачник» (делавший рейсы в Пе-
тербург) прекращали свои рейсы,
и начинали ходить во льдах паро-
ходы кронштадтского судовладель-
ца Михаила Осиповича Бритнева
«Пайлот», «Бой» и «Буй* (винто-
вые), причем последние делали
рейсы за полчаса, а иногда и за два
с половиной часа. Это были пер-
вые в мире ледоколы, обшитые
железом (1862 год их создания
особо отмечен мемуаристом). В
дополнение к ним Ораниенбаумс-
кая компания приобретала парохо-
ды-ледоколы «Луна* и «Заря», что
способствовало также снижению
цен за проезд. В осеннее и весеннее
Игто/шя ІІгііігіюц
іі/іі. М
2 (24)/200
предыдущая страница 61 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст