о
т р ы в к и и з б у д у щ е й к н и г и
6 6
Группа колонистов во Владивостоке.
А р х и в а в т о р а
Осень 1919-го и зиму 1920-го
многие колонисты запомнили как
очень хорошее время. Все были
обуты, одеты и накормлены, полу-
чили учебники и тетради, ходили
в школы и гимназии, изучали анг-
лийский язык.
Райли Аллен, которому уда-
лось осущ ествить первую часть
своего плана - собрать всех детей
и перевезти их во Владивосток,
постоянно думал о том, как вернуть
их в Петроград.
О
передвижении на поездах
назад через всю Сибирь речи быть
не могло. Война продолжалась.
Было весьма неспокойно и во Вла-
дивостоке.
В колонии уже вовсю ходили
слухи о предстоящей в скором вре-
мени отправке домой, в Петроград.
Уже было ясно, что это возможно
только морским путем.
И вот 20 июля 1920 года не-
сколько сотен мальчиков и дево-
чек, их преподаватели и воспита-
тели, а также работники Красного
Креста и некоторое количество
бывших военнопленных, нанятых в
качестве обслуживающего персо-
нала, начали посадку на большое
японское судно «Йомей Мару»,
фрахт которого стоил Красному
Кресту $4500 в день. За короткий
срок судно было полностью пере-
оборудовано из грузового в пасса-
жирское. Были построены каюты с
подвесными койками, кухня, пе-
карня, баня, туалеты, лазарет и изо-
лятор, даже комнаты для ш коль-
ных занятий. На это было потраче-
но еще $
100
000
7.
Капитан и команда были япон-
ски м и , и первой остановкой в
этом удивительном путешествии
была Япония - небольшой порто-
вый городок М уроран на южной
оконечности острова Хоккайдо.
Встречи с японскими детьми, эк-
скурсии по городу, масса впечат-
лений - и, после заправки топли-
вом и загрузки продовольствием,
снова в путь. План и мечта Райли
Аллена постепенно воплощались в
жизнь. Он поднялся на борт «Йо-
мей М ару* вместе с детьми и не
покинул их до самого конца путе-
шествия.
Корабль шел на юго-восток по
безбрежному Тихому океану. Япон-
ский «Ноев кочег* с русскими деть-
ми жил своей жизнью. Аллен при-
лежно, день за днем заполнял запи-
сями корабельный журнал.
В воскресенье, 1 августа 1920
года, «Йомей Мару* вошел в аме-
риканскую гавань Золотые Воро-
та. Экскурсии, развлечения, масса
подарков от Молодежного отделе-
ния Красного Креста, митинги,
приветствия, речи. Так продолжа-
лось четыре дня.
В четверг, 5 августа, в 8.45 ко-
рабль отчалил. Толпы народа со-
брались на пирсе, чтобы проводить
русских детей.
Теперь корабль двигался в юго-
восточном направлении и с каж-
дым днем приближался к эквато-
ру. Днем в помещениях температу-
ра достигала +32°С, а на кухне -
+43°С. Некоторые ребята получи-
ли солнечный удар. Всем рекомен-
довалось пить чай со льдом и ли-
моном. Горячие блюда заменили
холодными. 18 августа корабль во-
шел в Панамский канал и бросил
якорь в порту Бальбоа.
П оки н ув порт Бальбоа, ко-
рабль пошел дальше через шлюзы
Панамского канала, которые по-
трясли ребят своим устройством.
У последнего шлюза, пока уровень
воды в нем снижался до уровня
Атлантического океана, собравши-
еся люди забросали детей подар-
ками, ф руктами, сластями. Дети
аплодировали и дружно скандиро-
вали «спа-си-бо!*.
..
Райли Аллен с русской девочкой в Сибири.
1919 г.
Б и б л и о те к а К о н г р е с с а С Ш А . П у б л и к уе тся
впервые
История Петербурга.
Л і
2 (24)/2005
предыдущая страница 67 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст