с ч е з н у в ш и и г о р о д
Н. Пино. Рисунки фонарей для Летнего сада.
Музей декоративного искусства. Париж. Инв. № 29093
ную ограду, к тому времени уже
без фонарей. Она замыкала фи-
гурную площадку. На трех сторо-
нах в ограде находились полуцир-
кульные беседки, в которых, по
данным описей, стояли золоченые
свинцовые фигуры. Одну из них
можно
различить
в
северной
нише. На четвертой, южной, сто-
роне площадки находился Дель-
финовый каскад, а в центре, там,
где сейчас памятник И. А. Крыло-
ву, стоял на пьедестале мрамор-
ный конь.
В 1722 году в Петербург из Ве-
неции была доставлена большая
партия скульптуры, закупленная
по указу Петра I дипломатом
С. Рагузинским. В сопроводитель-
ном реестре указывалась среди
прочих скульптура, что «репре-
зентует лошадь кампидольскую
Марка Аврелия, которая в Риме
обретается.
.. 3 фута 8 дюймов в
вышину со своим пьедесталом*
(113 см)9. На плане Сент-Илера
действительно видим уменьшен-
ную копию коня знаменитой ан-
тичной конной статуи Марка Ав-
релия на Капитолийском холме.
Когда появилась эта фигура на
Французском партере, точно не
известно. В описи 1728 года она
числится в одном из помещений
Грота, а на Французском партере,
читаем в этой описи, «в квартале
у каш кала, один горшок свинцо-
вой золоченый, две статуи свин-
цовые золоченые, в том же квар-
тале по галарейкам три статуи
свинцовые золоченые, в середине
одна статуя свинцовая золоче-
ная*10
. В следующей описи Летне-
го сада, 1736 года, мраморный
конь вовсе нс упоминается. Све-
дения о нем вновь появляются
лишь в описи 1771 года, в кото-
рой указано, что «на французском
партере в средине белый мармор-
ный с вокзальными вокруг по сто-
ронам арматурами пьедестал. На
нем
стоит белый
марморный
конь*".
Без особых изменений Дель-
финовый каскад простоял до 1770
года, когда фонтанный мастер Каск
рапортовал в Контору строений:« В
первом саду против птичьего дво-
ра фонтан французской кашкад,
зделанный из дерева и убранной
свинцовыми штуками, от долго-
временного зделания весьма згнил
и на сторону покривился и делает
дурной вид*. Контора приказала
архитектору Ю. М. Фельтену «зде-
лать прожект, каким наилутчим
образом деревянной кашкад зде-
лать из дикого камня и доложить
конторе, почему у каменной оран-
жереи лежит пудожский камень,
из которого была зачата делать
кашкада, но не окончана»12
. Сведе-
ний о том, что перестройка каска-
да была завершена, у нас нет. Изве-
стно лишь, что в 1786 году он, как
и остальные фонтаны, был уничто-
жен по распоряжению Екатери-
ны II. Французский партер был
превращен в своеобразную лужай-
ку, в центре которой на месте мра-
морного коня поставили женскую
статую. «На розовом мраморном
пьедестале, - писал о ней современ-
ник, - белая мраморная статуя с
рожками на голове изображает
луну*13
. В 1854 году «Диана» пере-
несена на Главную аллею, уступив
место памятнику И. А. Крылову
скульптора II. Клодта.
Археологические раскопки на
Французском партере обнаружили
на глубине 0,5 м ленточный кир-
пичный фундамент ограды и стро-
ительные остатки Дельфинового
каскада14
.
Коренцвит В. А. Генплан
раскопок на месте бывшего
Французского партера.
1988 г.
Ограда длиной, напомним, в
47 саженей (101,5 м) прослежена в
шурфах в общей сложности на
37 метров.
Расчищены две ниши, в кото-
рых выявлены фундаменты упомя-
нутых в документах золоченых
свинцовых статуй. По данным рас-
копок, площадка в петровское вре-
мя была несколько больше, чем
сейчас (34 х 30 м), и покрыта сло-
ем красного песка, за исключени-
ем центральной части. Там, где ког-
да-то стояла золоченая статуя, а
затем - мраморный конь, встрече-
ны следы вымостки из желтых
голландских маломерных кирпи-
чей. Остатки Дельфинова каскада
обнаружены, где и указано на пла-
нах, - у южной ограды.
Раскоп площадью 20 кв. м рас-
крыл плиточный фундамент под
стенку каскада и кирпичное дно
История Петі-іюур/и.
2 (24)/2005
предыдущая страница 6 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст