о
т р ы в к и и з б у д у щ е й к н и г и
Колонистки Е. и О. К
о л о с о в ы
на корабле «Йомей Мару».
1920 г.
А р х и в а в то р а . П у б л и к уе тся вп ервы е
в столичном порту, но, к ужасу А л-
лена, никто не ждал детей в Ф и н -
ляндии. Долгие часы переговоров с
влиятельными людьми, и наконец
финские власти все-таки согласи-
лись приютить детей в своей стра-
не. Наступил час, когда «Йомей
Мару» снова снялся с якоря, чтобы
пройти последний, самый корот-
кий, отрезок своего пути от Влади-
востока до берегов Балтики длиной
в 14 600 миль. Порт Койвисто (се-
годняшний город Приморск) стал
местом прощания колонистов со
своим плавучим домом.
Теперь им предстояло провес-
ти неопределенное время на терри-
тории знаменитого санатория Х а -
лила
(санаторий
«Сосновы й
Бор»),
построенного
в
конце
X IX века для членов императорс-
кой семьи. Этот замечательно уст-
роенный санаторий содержался
финнами в идеальном порядке.
Отсчет времени теперь пошел
на дни. Распорядок жизни не от-
личался от распорядка во Влади-
востоке (те же школьные уроки, те
же танцы по вечерам, выпуск газе-
ты, занятия спортом), но все это
происходило на фоне напряженно-
го ожидания.
Бы ло
решено
переправить
списки детей в Петроград, в роди-
тельский комитет, чтобы получить
от родителей каждого из детей по-
желание относительно дальнейшей
судьбы их сыновей и дочерей. И
вот однажды Аллену доложили,
что в Выборге для него есть почта.
К счастью, никаких плохих ново-
стей в родительских письмах не
было. Все с нетерпением ждали
возвращения своих повзрослев-
ших детей домой. Только одного
ребенка родители просили отпра-
вить не в Советскую Россию, а в
другую страну.
Началась подготовка к самому
последнему этапу одиссеи петро-
градских детей, которая длилась
без малого два с половиной года.
Ребята втайне решили подго-
товить подарки для старших дру-
зей и наставников из Американс-
кого Красного Креста. Девочки
что-то вязали и шили, мальчики
запирались по вечерам в мастерс-
кой. И м так хотелось выразить
свою любовь и благодарность всем
этим людям и оставить каждому
из них что-нибудь на память о себе.
В свою очередь Аллен и его
коллеги начали думать о том, как
снарядить детей, чтобы они при-
ехали к своим родителям не с пус-
тыми руками. Для каждого коло-
ниста был сшит специальный ме-
шок, в который были уложены про-
дукты для родителей. Кроме того,
сами колонисты получили неболь-
ш ую сум м у денег, по нескольку
долларов каждый, чтобы они мог-
ли купить в магазине то, что сами
считают нужным.
Детей разделили на группы.
Каждой предстояло пересечь гра-
ницу в какой-то определенный день
по предварительной договоренно-
сти с советскими властями.
Последняя группа детей пере-
секла границу 26 января. Но каж-
дый из колонистов, прежде чем
попасть на русскую землю, должен
был пройти по маленькому дере-
вянному мосту через пограничную
реку Сестру, протекающую в рай-
оне Белоострова. Это был мост,
разделивший жизнь каждого на
Д О и П О С Л Е . Для многих это
было не просто пересечением госу-
дарственной границы, а рубежом,
отделявш им детство от юности,
юность от взрослой жизни.
Каждый колонист, едва сдер-
живая волнение, проходил по уз-
кому, покачивающемуся мосту до
Карта-схема кругосветного путешествия петроградских детей,
составленная бывшим колонистом Ю. Н. Заводчиковым.
А р х и в а в то р а . П уб л и к уе тся вп ервы е
6 9
ІІгто/шя Петербурга.
. V
2 (24)/2005
предыдущая страница 70 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст