ю б и л е ю П о б е д ы
их предки в 1813-1814 годах, то
меня берет оторопь. Никакой сво-
бодой в Европе, которую мы осво-
бождали от фашизма, что называ-
ется, и «не пахло*. А дух ее на раз-
валинах «нового порядка* дей-
ствительно витал. М иллионы не-
сли в себе оптимистическую веру,
надежду в обновление мира.
Дни бежали быстро. Боевые
дежурства звеньями не прерыва-
лись. Интенсивность полетов сни-
зилась, хотя тренировочные выле-
ты продолжались. Без этого нет
авиации. В штабе кипела работа по
написанию исторической справки
о боевом пути полка в годы вой-
ны. Где-то в конце мая - начале
июня пришел приказ о команди-
ровании в Москву группы наибо-
лее отличивш ихся в боях летчи-
ков для участия в Параде Победы.
В составе полка, формировавше-
гося в Подмосковье, имелась груп-
па москвичей. Среди них и опыт-
ные асы, и молодые летчики, уже
хорошо зарекомендовавшие себя
в боях на заключительном этапе
войны. Командование при общем
одобрении им и отдало предпоч-
тение. Поехали, разумеется, и Ге-
рои Советского Союза.
После отъезда этой группы воз-
никла идея как-то отметить Побе-
ду и для остальных. Я уже не по-
мню, как конкретно остановились
на организации поездки в столицу
Германии, до которой не дошли
всего каких-нибудь 50 километров.
Но сама идея нашла поддержку не
только у командования полка, но и
у командования 309-й Истреби-
тельной Смоленской, ордена Бое-
вого Красного знамени дивизии, в
составе которой с начала 1943 года
воевал наш полк. Резервы горюче-
го в батальонах аэродромного об-
служивания, которые обеспечива-
ли полки дивизии, были. В после-
дние месяцы войны захваченными
оказались многие топливные базы.
И не весь бензин, как это водилось
и тогда, да и позднее, службы тыла
оприходовали полностью. Кое-что
оставили про запас.
Каждому полку выделили по
открытому грузовику ЗИ С -5, на-
скоро оборудованному для пере-
возки личного состава: прибили к
бортам машин чуть-чуть обстру-
ганные доски, которые должны
были стать скамейками. Накануне
выдали сухой паек. Ранним июнь-
ским утром по 25-30 человек мы
расселись по машинам и двину-
лись в путь. День выдался на славу.
И наш повторный вояж «Nach
Berlin* начался.
Предстояло проехать 150-200
километров. Немецкие дороги в
основном не пострадали от войны.
Обсаженное с двух сторон ровны-
ми рядами деревьев шоссе укры -
вало от знойных лучей и давало
возможность шоферам «выжать»
из наших видавших виды колымаг
приличную но тем временам ско-
рость. К тому же в эти первые не-
дели после Победы движение было
крайне ограниченным. Немецкого
транспорта не было. Наши перевоз-
ки были ограниченными. Города и
деревеньки мелькали, километры
накручивались. Но ноги от сиде-
ния и тряски затекали. Было жар-
ко. Время от времени машины ос-
танавливались. С трудом выбира-
лись из кузовов. Следовали тра-
диционны е
команды:
«Разом-
нись!*, «Оправится!*.
.. И марафон
возобновлялся. Через три с поло-
виной - четыре часа мы уже
подъезжали к Берлину.
Столица третьего рейха пред-
стала перед нами такой, какой нео-
днократно видел ее читатель на
снимках и в кино. Остовы разру-
шенных, сгоревших домов чередо-
вались с полуразбитыми построй-
ками. Кое-где из окон сохранив-
шихся зданий свисали белые про-
стыни. Улицы почти пусты. М усо-
ра полно. Но мостовые свободны
для движ ения. Город, особенно
центр, точно вымерли. Для нас,
видевших развалины Малоярос-
лавца, Вязьмы, Смоленска. М инс-
ка, бесконечного числа малых го-
родов, сел и деревень этот пейзаж
не был диковинкой. И боль, копив-
шаяся месяцами и годами, и чув-
ство удовлетворения, справедли-
вого возмездия наслаивались, про-
рывались в коротких репликах и
взглядах.
Сохранялась ли ненависть?
Разумеется. Ведь многие потеряли
всех родных, семьи. Сколько на-
ших товарище!! осталось навсегда
лежать на русской, польской, не-
мецкой земле.
.. Последние похоро-
ны в полку состоялись уже после
окончания войны, 11 мая 1945
года. Такое не забывается!
И все же злорадства не замечал.
Ведь, выходя из столовой, и я, и
многие мои товарищи прихватыва-
ли в последние недели кусок хлеба
из далеко не обильной пайки, что-
бы отдать его немецкому ребенку,
подростку. После неистовства пер-
вых дней вступления на вражескую
землю наступил явный перелом.
Отходчивы русские люди.
..
Думаю, что не из боязни бер-
линское население не показывалось
на улицах. Оно просто разбрелось
по окрестностям, ушло на Запад.
Наших солдат и офицеров тоже не
было видно. Войска уже отвели в
места расквартирования. Выход за
пределы гарнизонов строго запре-
тили. Только на перекрестках сто-
яли лихие девушки-регулировщи-
цы, которые проверяли документы
и указывали путь. Да время от вре-
мени встречались КП П . Здесь слу-
8 5
ІІсню/шя Петербурга. М 2 (24)/2005
предыдущая страница 86 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №24 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст