С
троительство и архитектура
эдакие были, и, притом, множество
из них в первый же год погибло.
Потом, по мере того как заботли-
вость городской думы развивалась,
погибшие деревья заменялись но-
выми, а старые, сразу удавшиеся,
пышнее и пышнее разрастались. В
настоящее время не слишком туч-
ный прохожий уже может свобод-
но отдохнуть под их тенью»1.
Вскоре против главного фасада
здания Адмиралтейства в саду был
устроен круглый фонтан, а несколь-
ко в стороне установлен бюст поэта
В. А. Жуковского (1887), воспита-
теля Александра II. Позже сад ук-
расили и другие скульптуры: вок-
руг фонтана появились бюсты
М. Ю. Лермонтова (1896), Н. В. Го-
голя (1896), М. И. Глинки (1899).
Адмиралтейский сад всегда
был одним из любимых мест гуля-
ний петербуржцев (именно там
Пушкин «встречал» своего Онеги-
на) и ленинградцев. Его сберегли
даже в блокаду. Главный архитек-
тор города Н. В. Баранов записал в
дневнике (декабрь 1941 года) свой
разговор с председателем городс-
кого Совета: « - Деревья в городе
действительно сохранились, но
только потому, что люди, несмот-
ря на холод, берегут их. <.
..> Мо-
жет быть, следовало бы <.
..> выру-
бить сад, закрывающий анфиладу
зданий Дворцовой, Адмиралтейс-
кой площадей и площади Декабри-
стов? Но ленинградцы и этот
шаг сочтут варварством!.
. [на что
П. С. Попков возразил:] - Нет, нет,
о вырубке сада Трудящихся не мо-
жет быть и речи»2.
С годами сад сильно разросся,
деревья состарились, и классичес-
кий фасад Адмиралтейства ока-
зался закрытым густой листвой.
Совсем недавно (июнь 2001 - ав-
густ 2002) была проведена частич-
ная реконструкция сада. О попыт-
ке современных «варваров» вне-
дриться в этот исторический запо-
ведник петербуржцы, как и многие
россияне, узнали в ноябре 1995
года из хлесткого телерепортажа
А. Г. Невзорова «Самарканд». Из-
вестие потрясло горожан.
Итак, архитектор Ф. К. Рома-
новский и скульптор А. С. Чаркин
предложили создать «Адмирал-
тейский мемориал». Согласно их
проекту требовалось вырубить ве-
ковые деревья, убрать и перенес-
ти (неизвестно куда!) памятники
Гоголю, Лермонтову, Глинке и
Пржевальскому. На их месте вок-
руг фонтана поставить статуи
восьми «наиболее выдающихся
деятелей русского флота», а ря-
дом, на вымощенной гранитом ал-
лее, идущей вдоль фасада Адми-
ралтейства, - бюсты еще 20 рус-
ских моряков.3 Вопросы о коли-
честве и именах персонажей - на
совести авторов.
В постановлении городского
правительства (№ 26) был и еще
один любопытный пункт: 4. Коми-
тету по градостроительству и архи-
тектуре представить предложения
об установке в С.-Петербурге скуль-
птурной композиции «Ника». О
том, что это такое, тогда ходили раз-
ные слухи. Выяснилось, что авто-
ром «Ники» выступал известный
скульптор М. К. Аникушин. На его
эскизе была представлена женская
фигура, бегущая по
морской
(на бе-
регу Невы!) волне. Этот проект об-
щественностью не рассматривался
и был одобрен лично мэром города,
как видим, даже без привязки к
конкретному месту.
Время шло, юбилей неотврати-
мо приближался. В августе 1995
года юридический заказчик «Пар-
ка Славы» «УКС Реставрация»
обратился письменно по инстан-
ции: «Адресной программой капи-
тальных вложений на 1995 год фи-
нансирование данного объекта не
предусмотрено. [Прошу] включить
данный объект в программу финан-
сирования на 1995 год». Потреб-
ность в средствах на оставшееся
полугодие составляла (в тех це-
нах) два миллиарда рублей. В го-
родском бюджете эти средства не
13
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 12 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст