П »
ригороды
18
были простерты к могильной пли-
те графа Полье. Перед склепом
была устроена небольшая площад-
ка со скамьей, окаймленная куста-
ми. Участок перед склепом был
обнесен железной решеткой и за-
сажен серебристыми елями»14.
Склеп Полье.
Фото 1940-х гг.
От склепа к Чухонскому озе-
ру, рассекая пейзажный парк, ве-
дет широкая
прямая
аллея
-
«Адольфова», или «Аллея вечнос-
ти». У склепа она разделяется на
две дорожки. Одна обходит склеп
справа и справа от нее пруд непра-
вильной овальной формы, распо-
ложенный среди елей, ольхи и ря-
бины. Левая дорожка ведет к цер-
кви. Слева от нее в глубине среди
сосен на небольшом пригорке к се-
веро-западу от церкви была по-
ставлена в
1905 году беседка
«Гриб». Композиционно склеп
связан с церковью на вершине хол-
ма, построенной в готическом сти-
ле архитектором А. П. Брюлло-
вым15, только что вернувшимся на
родину из Италии, где он и позна-
комился с В. П. Полье.
Хотя прообразом парголовс-
кой церкви послужили готические
капеллы, архитектору удалось со-
здать самобытный художествен-
ный образ, гармонично сочетаю-
щий некоторые формы средневе-
ковой архитектуры с традицион-
ными приемами классицизма. Зак-
ладка церкви состоялась в 1831
году. Помощником зодчего в со-
ставлении рабочих чертежей и
строительных работах был архи-
тектор К. А. Бейне. По первона-
чальному проекту церковь предпо-
лагалось посвятить св. великому-
ченице Екатерине16. Однако уже в
1831 году было окончательно ре-
шено посвятить ее во имя святых
апостолов Петра и Павла. Здание
храма представляет собой удли-
ненное однозальное помещение,
заканчивающееся в восточном тор-
це абсидой с алтарем. В центре за-
падного торца расположен вход.
Над ним возвышается небольшая
башня колокольни, выступающая
из объема здания и увенчанная
шпилем. В своей нижней части она
прорезана с трех сторон большими
проемами в форме стрельчатых
арок и несла на себе верхний ярус,
на котором находились колокола.
С обеих сторон башни расположе-
ны восьмигранные башни, высту-
пающие из объема здания пятью
гранями, глухие стены которых
оформлены плоскими впадинами
также в виде стрельчатых арок.
Боковые фасады обработаны ря-
дом контрфорсов, чередующихся
с высокими стрельчатыми окнами.
Простенки между окнами на севе-
ре, юге и востоке трактованы в виде
крестов. На южном и северном
фасадах было по пять больших
стрельчатых окон. Высокие стрель-
чатые оконные проемы имели го-
тические переплеты с цветными
расписными стеклами (витражи
выполнены мастером Рябковым).
Стены здания возведены из кир-
пича и облицованы тесаным изве-
стняком светло-желтого оттенка,
добываемым в каменоломнях де-
Церковь св. апостолов Петра и
Павла в Шуваловском парке.
А. П. Брюллов, 1831-1839 гг.
Акварель А. Брюллова, 1830 г.
ревни Черницы близ Гатчины.
Большой художественный эффект
достигнут Брюлловым с помощью
контрастного сопоставления глу-
хих поверхностей стен основного
объема с легкой резной ажурной
башней. Восьмигранные башни по
углам главного фасада, так же как
и стены, орнаментированы резьбой
по камню и увенчаны металличес-
ким парапетом сложного готичес-
кого рисунка. Вершина колоколь-
ни вся ажурная, из чугунного ли-
тья, шпиль и другие металлические
наружные украшения были выбив-
ными из красной меди. При входе
во внутреннее помещение стояли
статуи апостолов Петра и Павла
работы скульптора С. И. Гальбер-
га. Статуи не сохранились до на-
шего времени, как и деревянный
иконостас, который был изменен в
середине 1850-х годов в связи с
ремонтными работами, произво-
димыми под руководством архи-
тектора Брандта (в 1854-1856) и
Феррацини (с 1862-1863).
Ко времени постройки храма
Петра и Павла относятся и первые
сохранившиеся описания дворцов
в усадьбе. Вот что писал о дворце,
изображенном Лустоно, его совре-
менник: «Пройдя версту, вы дой-
дете до барского дома. Архитекту-
ра его проста, благородна, без вы-
чур и затей. Несколько древних
прекрасных берез бросают на него
живописную тень. На одной сто-
роне - легкая, возвышенная гале-
рея-палатка, на другой - отделен-
ный решеткой садик. Здесь дорож-
ки и аллеи бегут во все стороны по
ковру газона, убранного там и сям
живописно
расположенными
клумбами цветов»17. В другой за-
метке автор отмечает: «Архитекту-
ра его [дворца] проста и благород-
на.
.. Рядом с дворцом росли бере-
зы, окружал его громадный сад с
оранжереями»18. Дом имел бельве-
дер, украшенный флагом, который
был далеко виден из-за верхушек
густых деревьев. У дворца были
устроены искусственные террасы и
разбит парадный партер. Этот дво-
рец назывался Большим дворцом.
В личном архиве Ш увало-
вых19 имеются относящиеся при-
мерно к этому времени описи
имущества,
находившегося
в
«двух господских домах» (домах-
дворцах), возможно, существо-
вавших с 1794 года20 в Парголовс-
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 17 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст