П»
ригороды
28
чвы учитывалась при выборе мест
отдыха.
Большинство дачных поселе-
ний вблизи города не отвечало
этим требованиям, и дачное про-
странство стало расширяться: лет-
нему отдыху стали служить уезды,
ранее не привлекавшие к себе боль-
шого количества горожан. Так, «пе-
решагнув» в начале 1880-х годов
дворцовые пригороды, располо-
женные к югу от города, - Гатчину,
Царское Село и Павловск, к сере-
дине 1900-х годов дачи уже запо-
лонили собой весь Царскосельский
и значительную часть Лужского
уездов. Данные статистики пока-
зывают, что начало массового за-
селения Царскосельского уезда
дачниками приходилось на середи-
ну 1870-х годов. Так, количество
сделок по покупке крупных име-
ний, которые могли быть рассчи-
таны на сельскохозяйственную де-
ятельность, увеличивалось в 1873-
1877 годах, а в следующее пятиле-
тие (1878-1882 годы) это явление
достигло наибольшего развития.
Так, богатые горожане, представ-
лявшие себе загородную резиден-
цию как особняк в окружении пар-
ка (образ, унаследованный от
XVIII века), активно приобретали
земли в благоприятных для отды-
ха местах. Сельскохозяйственная
функция в такой усадьбе-даче не
была главенствующей. Описания
имений Царскосельского уезда,
созданные в 1890-х годах, показы-
вают, что в них заводили лишь ов-
сяные поля для постоянного содер-
жания лошадей, а также огороды,
где для хозяйского стола вызрева-
ли овощи и ягоды60.
Вслед за помещиками-дачника-
ми в Царскосельский уезд прибы-
вали и рядовые любители летнего
отдыха. Так, в конце 1870-х годов
наибольшее количество сделок куп-
ли-продажи приходилось на не-
большие по размеру земельные на-
делы, которые не могли иметь ка-
кого-либо сельскохозяйственного
значения, то есть участки, специ-
ально предназначенные для строи-
тельства дач. Ранее, в начале 1870-х
годов, мелкие наделы в этих местах
не пользовались большим спросом.
Так, в период 1868-1872 годов ко-
личество таких сделок равнялось
всего 3,8 % от их общего количества
за 20 лет (1868-1887 годы). В сле-
дующее
же
пятилетие,
1872-
1876 годы, количество сделок рав-
няется уже 40,7 %, то есть резко уве-
личивается. Цены на землю отреа-
гировали на это явление стреми-
тельным ростом: средняя стоимость
небольшого участка земли (10-
50 десятин) в 1880-х годах состав-
ляла 231,4 руб., в то время как деся-
тилетием ранее она равнялась 63,5
руб. Несмотря на это, наибольшее
количество земель - и небольших,
и крупных по площади, рассчитан-
ных и не рассчитанных на сельско-
хозяйственную деятельность, было
приобретено в Царскосельском уез-
де в 1878-1882 годах, именно в тот
период, когда на горожан обруши-
лась волна борьбы за очищение го-
рода с подробным описанием всех
петербургских несовершенств, а на
близкие к городу дачные местнос-
ти активно наступали промышлен-
ные предприятия.
Главным условием резкого
расширения зоны отдыха выступи-
ло строительство железнодорож-
ных магистралей, связавших город
и окрестности регулярным и вы-
сокоскоростным движением поез-
дов. Дачные поселения находились
в прямой зависимости от развития
транспорта, поскольку дачная куль-
тура
предусматривала
тесную
связь между городом и дачным
поселением. Комфортный отдых
при отсутствии налаженного само-
обеспечивающегося хозяйства (то
есть на даче) требовал, во-первых,
регулярной доставки продуктов и
необходимых в быту товаров (не-
посредственно потребителю или в
местные лавки), во-вторых, воз-
можности гарантированно быстро-
го
обращения в
медицинскую
службу и, в-третьих, развлечений
и увеселений. Эти требования не-
пременно учитывались в рекла-
мах-описаниях дачных местнос-
тей: например, описание Шувало-
ва содержало сведения о булочной,
зеленной, мясной, овощной, фрук-
товой лавках, а также башмачной,
зонтичной мастерской, посудной
лавке, фотографии. Сообщалось о
работе не врача, но аптеки, а также
о работе концертного вокзала, в
котором даются спектакли, «се-
мейно-танцевальные» и «музы-
кальные» вечера, устраиваются
детские праздники61.
Все эти условия невыполни-
мы при значительной удаленнос-
ти дач от города или нерегулярно-
го сообщения с ним, то есть при
необходимости
значительных
временных затрат на дорогу62. Ре-
гулярное сообщение во второй
половине XIX века могла предос-
тавить только железная дорога: ее
преимуществами перед водными
и шоссейными путями были ско-
рость, экономичность63, а также
независимость от погодных усло-
вий. Это обстоятельство было
чрезвычайно важным для горожа-
нина, поскольку самый дальний
путь, если рассчитывать его в вер-
стах, будет значительно более
удобным и скорым, если преодо-
левать расстояние на паровозе, и
значительно более долгим, если
средством передвижения будет
пароход, экипаж или телега. Так,
например, поездка из Петербурга
до Гатчины в экипаже занимала
около четырех часов в один конец;
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 27 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст