етербуржцы и петербурженки
В. Е. Павлов
Посвящается столетию
Цусимского морского сражения
и памяти погибших моряков
Утром 14 (27) мая 1905 года
русский флот вошел в Корейский
пролив, прорываясь во Владивос-
ток. У островов Цусима русские
корабли встретились с японской
эскадрой. Японских кораблей было
в четыре раза больше, чем российс-
ких. Превосходство на стороне
японцев было подавляющим - по
численности орудий, по дальности
стрельбы, скорострельности и бро-
непробиваемости, по броневой за-
щите и скорости хода. Русская эс-
кадра, связанная жестким приказом
своего командования следовать
курсом на Владивосток, была прак-
тически уничтожена за несколько
часов
морского
сражения.
Из
30 кораблей были потеряны 20, в
том числе все броненосцы. К утру
15 мая русская эскадра как боевая
единица уже не существовала. Цу-
симское сражение, проигранное
Россией, решило исход войны.
23 августа (3 сентября) 1905 года в
Портсмуте, на Атлантическом побе-
режье США, был подписан мирный
договор, следствием которого была
полная утрата Россией своего вли-
яния в Дальневосточном регионе,
русский Дальний Восток после это-
го долго находился под постоянной
угрозой1.
Среди потерянных кораблей
был и броненосец береговой обо-
роны «Адмирал Ушаков», коман-
дир которого Владимир Николае-
вич Миклухо-Маклай навечно во-
шел в когорту бессмертных офи-
церов российского флота, не сдав-
ших врагу свои корабли, сохра-
нивших верность морскому Андре-
евскому флагу.
Короткая жизнь героя Цусим-
ского сражения В. Н. Миклухо-
Маклая - это яркая страница ис-
тории России.
Владимир Николаевич Мик-
лухо-Маклай родился в Петербур-
ге 19 мая 1853 года в семье инже-
нера путей сообщения Николая
Ильича Миклухи и Екатерины
Семеновны, урожденной Беккер
(ее
дед
был
лейб-медиком
польского короля Станислава По-
нятовского и при Екатерине II при-
ехал в Россию, где проявил себя на
медицинском поприще)2.
Владимир после обучения в
немецкой школе Анненшуле3 в
1869 году поступил в Морской ка-
детский корпус4 и отлично окон-
чил его в 1873-м. Еще в 1872 году
он стал корабельным гардемари-
ном, а в год окончания учебы -
мичманом. Годы учебы в кадетс-
ком корпусе оставили заметный
след в личности молодого офице-
ра. Принадлежность к тайному ре-
волюционному кружку, возникше-
му в корпусе в 1871 году, знаком-
ство с запрещенной литературой
(произведениями Герцена, Чер-
нышевского, Лассаля), глубокое
восприятие идей Парижской ком-
муны настроили Владимира Нико-
лаевича на критическое отношение
к государственному строю, не спо-
собному разрешить многие соци-
альные противоречия в обществе.
Он стал нетерпимым к любой не-
справедливости и всегда защищал
своих подчиненных, где бы он ни
служил на флоте.
Мичман Миклухо-Маклай в
1873 году начал свою самостоя-
тельную деятельность, получив на-
значение на бронированный фре-
гат «Севастополь», выполнявший
рейсы в Черном море. Но уже в
октябре 1875 года он был переве-
ден в Гидрографический департа-
мент Морского министерства. На
пароходе «Ладога» Владимир уча-
ствовал в экспедиции на Онежское
и Ладожское озера, где занимался
съемкой берегов и промером глу-
бин для составления навигацион-
ных карт.
В 1877-1878 годах Миклухо-
Маклай участвовал в русско-ту-
рецкой войне за освобождение
балканских славян в чине лейтенан-
та Черноморского флота, проявив
себя в одном из морских сражений,
за что получил свой первый орден
- св. Станислава 3-й степени.
Однако в знак протеста против
жестоких порядков на царских во-
енных кораблях в 1879 году Вла-
димир Николаевич перешел на
торговый флот. Плавая капитаном
парохода на трассе Одесса-Влади-
восток, он хорошо изучил Тихий
океан, что позволило ему в буду-
щем свободно ориентироваться на
море в годы войны с Японией.
В. Н. Миклухо-Маклай в бытность
его капитаном во 2-м флотском
экипаже на Черном море,
ориентировочно 1880 г.
Фото из семейного архива
О. А. Миклухо-Маклай
Дальние походы на пароходах
«Владимир», «Россия», «Владиво-
сток» Добровольного флота зака-
лили характер молодого тридца-
титрехлетнего моряка и позволи-
ли ему досконально изучить морс-
кое дело. Недаром на него обратил
внимание известный флотоводец
адмирал С. О. Макаров, который
37
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 36 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст