П
етербуржцы и петербурженки
38
предлагал назначить Миклухо-
Маклая командиром порт-артурс-
кого порта5.
В 1888 году Владимир Нико-
лаевич вернулся на военный ко-
рабль и через несколько лет полу-
чил чин капитана I ранга. Переве-
денный на Балтийский флот, он
командовал броненосцами.
Последняя запись в послужном
списке6 Владимира Николаевича:
«9 сентября 1902 г. высочайшим
приказом по Морскому ведомству
назначен командиром броненосца
береговой обороны “Адмирал Уша-
ков” и командиром первого флотс-
кого генерал-адмирала великого
князя Константина Николаевича
экипажа». Расписавшись на этом
месте формуляра, Владимир Нико-
лаевич ушел на свой последний бо-
евой корабль, чтобы через три года
погибнуть в холодных водах Япон-
ского моря. К этому моменту Мик-
лухо-Маклай заслужил 5 российс-
ких
орденов
(св. Анны
2-й
и
3-й степеней, Станислава 2-й и
3-й степеней, Владимира 4-й степе-
ни) и 3 медали.
Несколько слов о броненосце
«Адмирал Ушаков». Броненосец
был построен на Балтийском судо-
строительном заводе в Санкт-Пе-
тербурге, спущен на воду в 1893
году и после завершения всех ра-
бот на плаву в 1896 году вступил в
строй Балтийского флота7. На бор-
тах броненосца золотыми буквами
было
выведено имя адмирала
Ф. Ф. Ушакова.
К началу Русско-японской
войны броненосец со скоростью
хода 16 миль в час был уже среди
«старичков», так как более новые
корабли по дальности орудийной
стрельбы и скорости хода превос-
ходили
«Адмирала
Ушакова».
Броненосец входил в состав отря-
да контр-адмирала Н. И. Небогато-
го, посланного на усиление эскад-
ры адмирала Рожественского8 (от-
ряд Небогатова, называвшийся
3-й Тихоокеанской эскадрой, со-
стоял из пяти устаревших кораб-
лей; он покинул Либаву в феврале
1905 года и только 20 апреля при-
близился к эскадре Рожественско-
го у берегов Аннама9, откуда две эс-
кадры ушли к Цусиме10).
Цусимскому морскому сраже-
нию российских и японских воен-
ных кораблей посвящена обшир-
ная литература. Ниже приводятся
малоизвестные сведения о беспре-
дельном мужестве моряков броне-
носца «Адмирал Ушаков» и коман-
дира корабля Владимира Никола-
евича Миклухо-Маклая.
Броненосец «Адмирал Уша-
ков» в Цусимском бою 14 мая 1905
года получил значительные по-
вреждения. С дифферентом на но-
совую часть корабль продвигался
с ограниченной скоростью. В на-
ступившей темноте капитан взял
курс на Владивосток, полагая, что
удастся оторваться от противника.
Но уже после полудня справа по
ходу команда обнаружила отряд из
шести кораблей, шедших в киль-
ватерном строе. Сигнальщики при-
няли их за русские корабли, но
Миклухо-Маклай, усомнившись в
этом, приказал повернуть на юг, на
обратный курс. Капитан оказался
прав: два корабля, отделившись от
отряда, двинулись к «Адмиралу
Ушакову», и скоро все увидели, что
их догоняют японские корабли.
Владимир Николаевич, выз-
вав на мостик старшего минного
офицера Бориса Константиновича
Жданова, приказал подготовить
корабль к взрыву, чтобы не сдать-
ся врагу при неблагоприятных об-
стоятельствах. Обратившись к
старшему офицеру А. А. Мусатову,
Миклухо-Маклай распорядился
приготовиться к бою и оставить на
корабле только спасательные сред-
ства, а все остальное - за борт.
Собравшись на совет, все офи-
церы приняли решение - сражать-
ся до последнего, пока хватит сил
и снарядов. Убедившись в готов-
ности каждого умереть за Отече-
ство, но не сдать корабль врагу,
Владимир Николаевич выпрямил-
ся, протянул правую руку вверх -
к развевающемуся Андреевскому
флагу, воскликнул: «Умрем, но
русский флаг на своем броненосце
не опозорим. Будем драться по-
ушаковски! По местам!»
Броненосец повернул к западу,
но два японских корабля быстро
догнали его и легли на параллель-
ный курс. С мостика хорошо были
видны два бронированных крейсе-
ра: «Ивате» (под адмиральским
флагом) и «Якумо». С «Ивате»
просигналили: «Советую сдать ваш
корабль». В ответ Миклухо-Мак-
лай отдал команду: «Открыть
огонь». После нескольких выстре-
лов на «Ивате» вспыхнул пожар, но
японские артиллеристы, пристре-
лявшись, нанесли «Ушакову» серь-
езные повреждения. Броненосец
сильно накренился на правый борт.
Владимир Николаевич, убедив-
шись в бесполезности дальнейшей
борьбы, приказал застопорить ма-
шины, прекратить стрельбу и зато-
пить корабль.
Последний приказ капитана:
«Команде спасаться!». Все шлюп-
ки были разбиты, моряки хватали
пояса, круги, матрацы, бросались за
борт. «Ушаков» медленно погру-
жался в волны. Миклухо-Маклай
оставался на мостике. Он покинул
корабль в самый последний мо-
мент, убедившись, что все оставши-
еся в живых уже на воде.
Когда броненосец скрылся под
водой, над морем прокатилось
громкое и могучее русское «ура» в
знак того, что корабль не сдали вра-
гу и не опозорили русский флаг.
Канонада стихла, слышались
только крики людей, пытавшихся
держаться на воде. Владимир Ни-
колаевич был ранен в плечо, два
матроса поддерживали его на спа-
сательном поясе. Но скоро моряки
заметили, что у капитана беспо-
мощно свешивается голова. Он
слабым голосом проговорил: «Ос-
тавьте меня, спасайтесь сами, мне
все равно погибать». Глаза его были
закрыты. Матросы еще долго дер-
жались рядом и оставили его, ког-
да он уже совсем окоченел. Так за-
кончилась героическая жизнь ка-
питана I ранга российского флота
Владимира Николаевича Миклу-
хо-Маклая, не сдавшегося на ми-
лость победителя (ему было тогда
52 года). Вместе с «Адмиралом
Ушаковым» погибли 94 человека
(состав команды - 422 человека).
Японцы только перед заходом
солнца стали спасать ослабевших
моряков. Среди них оказался Илья
Григорьевич Воробьев, написав-
ший свои воспоминания о карти-
не
морского
боя
и
гибели
В. Н. Миклухо-Маклая11.
В октябре 2004 года в Москве,
в выставочном зале Российской
государственной библиотеки была
открыта выставка «Непобедимый
адмирал флота Российского Фе-
дор Федорович Ушаков». На выс-
тавке среди уникальных изданий
была представлена книга «Броне-
носец “Адмирал Ушаков”, его путь
и гибель» (СПб., 1906), где впер-
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 37 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст