етербуржцы и петербурженки
Гибель броненосца «Адмирал Ушаков».
Иллюстрация худож.
В. С. Емышева, приведенная в альбоме «Боевые корабли России»
(М., 1996. С. 43)
вые были приведены подробности
о гибели броненосца и его коман-
дира. Воспоминания очевидцев
этого события, опубликованные в
1920-1950-х годах, существенно
дополнили эти сведения.
Екатерина Семеновна, мать
Владимира Николаевича, умерла
через месяц после гибели Владими-
ра, не успев узнать об этом несчас-
тье. Самому Владимиру Николае-
вичу пришлось пережить смерть
своего знаменитого брата Николая
Николаевича Миклухо-Маклая,
умершего 2 апреля 1888 года (неза-
долго до этого печального события
два брата встретились в клинике
Я. В. Виллие на Большом Сампсо-
ниевском проспекте в Санкт-Петер-
бурге, где лежал тяжело больной
Николай), неожиданную смерть
сестры Ольги, умершей при рожде-
нии ребенка в 1880 году, смерть
старшего брата Сергея, умершего в
городе Малине Киевской губернии
в 1895 году.
Владимир Николаевич в 1880
году женился на дочери статского
советника Хрентовича - Юлии
Николаевне. Молодые супруги
были счастливы. Но в октябре 1895
года Юлия Николаевна заболела и
в конце декабря скончалась. В 1899
году В. Н. Миклухо-Маклай же-
нился вторично на вдове Юлии-
Аделаиде Юшковой. Детей у Вла-
димира Николаевича не было.
Но о нем не забыли. Летом 1915
года было закончено строительство
(на Путиловской верфи в Санкт-
Петербурге) очередного эскадрен-
ного миноносца, которому дали
славное имя «Капитан I ранга
Миклухо-Маклай». Миноносец
вошел в состав Балтийского фло-
та. Но в 1918 году, в порядке обще-
го переименования кораблей цар-
ского флота, эсминец «Миклухо-
Маклай»
получил
новое
имя:
«Спартак».
В бою с английской эскадрой
в декабре 1918 года «Спартак», по-
терявший способность к движе-
нию, застрявший на каменистой
банке Ревельской бухты, был зах-
вачен англичанами и передан Эс-
тонии, где получил новое имя -
«Вамбола». В 1933 году эстонцы
продали корабль перуанскому
флоту. В Перу эсминец получил
опять новое имя - «Альмиранте
Виллар». В 1956 году этот корабль
был сдан на металлолом.
22 ноября 1910 года капитан-
лейтенант Е. А. Максимов (быв-
ший старшим штурманом «Адми-
рала Ушакова», спасшийся и нахо-
дившийся в японском плену) об-
ратился к адмиралу Дубасову с
докладом: «Побуждаемый непрео-
долимым желанием запечатлеть
подвиг покойного командира, а
вместе с тем и память о броненос-
це береговой обороны “Адмирал
Ушаков” на страницах истории
русского флота, я имею честь все-
покорнейше просить ваше превос-
ходительство ходатайствовать о
награждении погибшего в бою ко-
мандира
броненосца капитана
I ранга Владимира Николаевича
Миклуху орденом Георгия 4-й сте-
пени на основании п. 12 статуса это-
го ордена». К этому докладу при-
ложено напечатанное на машинке
описание боя «Адмирала Ушако-
ва» 15 мая 1904 года, написанное
Максимовым в 1906 году. В этом
приложении Е. Максимов указал
место гибели броненосца в Японс-
ком море: широта 37о00' северная,
долгота 133о30' восточная от Грин-
вича, глубина 178 сажен.
27 января 1914 года капитан
II ранга Максимов повторил свое
представление адмиралу Эссену.
Однако Морское министерство не
откликнулось на обращение адми-
рала Эссена, поддержавшего пред-
ложение Максимова.
После Русско-японской войны
1904-1905 годов в Санкт-Петер-
бурге был возведен и 31 июля 1911
года освящен построенный за один
год храм-памятник «Спас на Во-
дах» в память всех русских моря-
ков и погибших кораблей12.
Строительная комиссия, сфор-
мированная для сооружения хра-
ма (архитектор М. М. Перетятко-
вич, скульптор Б. М. Микешин и
строитель-инженер путей сообще-
ния С. Н. Смирнов), безвозмездно
предложила свой труд к построй-
Храм «Спас на Водах»
39
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 38 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст