И
счезнувшии город
4
Л иговскиИ кан ал . К а р та 2001 г.
полнения водой канала, сечение
которого гораздо больше сечения
самой Лиги даже у ее устья. Ис-
точником наполнения водой не
могла быть и речка Дудергофка, так
как она протекала в стороне от ка-
нала и связи с ним, судя по самым
разным картам, не имела. Деталь-
ное изучение крупномасштабной
топографической карты района
Горелова - Константиновки - Ста-
ропанова показало, что река Дудер-
гофка протекает на несколько мет-
ров ниже уровня Лиговского кана-
ла, поэтому из Дудергофки в Ли-
говский канал самотеком вода по-
ступать не могла. Это подтвержда-
ется направлением водотоков в
районе Лиговского канала: мелкие
речки Новая и Дачная текли от
канала на запад, к Финскому зали-
ву, а ручьи, начинавшиеся на воз-
вышенности у канала, - на юго-во-
сток. Ручей Дудергофский, впада-
ющий в реку Дудергофку недале-
ко от канала, тек именно в нее, а не
в канал, рядом с которым он начи-
нался. Известно также, что река
Черная была полноводнее Дудер-
гофки и вода из Черной поступала
в Дудергофку с помощью специ-
ального регулирующего водоспус-
ка в районе Горелова - Константи-
новки - Панова5.
Справедливости ради следует
отметить, что в районе современ-
ного Старопанова на некоторых
картах изображена перемычка, а
иногда даже две, между рекой Ду-
дергофкой и Лиговским каналом.
Вероятно, это и послужило причи-
ной возникновения первичного
предположения, что Лиговский
канал заполнялся водой из реки
Дудергофки. Но не менее вероят-
но и контрутверждение: перемыч-
ка была построена после того, как
Лиговский канал утратил свое во-
доснабжающее назначение из-за
разрушения фонтанов Летнего сада
в 1777 году, загрязнения воды в
Лиговском канале и постройки на
его пути Обводного канала; в то же
время в связи с ростом и развити-
ем дачного поселка Лигово, уст-
ройством пруда в Полежаевском
парке и утратой Лиговским кана-
лом своего назначения была про-
рыта перемычка (или две) для сто-
ка воды из Лиговского канала в
реку Дудергофку. Вероятнее всего,
перемычка могла быть создана для
обеспечения ставших основными,
первостепенными транспортных
функций - водных грузовых пере-
возок по Лиговскому каналу и реке
Дудергофке от Санкт-Петербурга
до Лигова и Красного Села (на-
помним, что в то время не было ни
железных, ни хороших шоссейных
дорог). Наличие сохранившихся в
районе современной железнодо-
рожной станции Дачное рядом
двух параллельных ниток Лиговс-
кого канала для расхождения и од-
новременного движения по ним
судов в каждом направлении и ос-
татков канала вдоль современной
линии железной дороги подтвер-
ждает эту версию. Это подтверж-
дает и такой интересный факт: на
старых географических картах
XVII века траектория дороги Ни-
еншанц - Нарва через район Дудо-
ровских возвышенностей почти
совпадает с траекторией упомяну-
той ниже речки Черной и Лиговс-
кого канала. Если учесть, что в те
времена средством передвижения
судов по каналу могла быть только
пешая или конная тяга, такое близ-
кое соседство дороги и канала
представляется вполне оправдан-
ным. Да и в зимнее время ровная
ледяная поверхность канала (зим-
ник) была самой лучшей дорогой.
Следует отметить, что максималь-
но большой роль Старой Нарвской
дороги была в зимний период: если
летом из Ниена и Выборга в Шве-
цию можно было добраться по
Неве и Финскому заливу, то в пе-
риод их замерзания Нарвская до-
рога становилась единственным
путем на этом направлении от
Швеции до первой столицы Ин-
германландии Нарвы, на Новго-
род, в Прибалтику и Европу.
Возможность постепенного
превращения Лиговского канала
преимущественно в водную транс-
портную магистраль подтвержда-
ется намерением Петра I построить
в этот же период канал от устья
Фонтанки до Петергофа рядом с
Петергофской дорогой. Планы эти
не были до конца осуществлены, но
само их наличие говорит о том, что
наряду с сухопутной Нарвской до-
рогой, созданной еще новгородца-
ми и шведами, существовала по-
требность в наличии местной ма-
гистрали для доставки тяжеловес-
ных грузов, недоступных колес-
ным повозкам, в районы дачного
строительства,
отдаленные
от
Финского залива, - Лигово, Уль-
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 3 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 5 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст