ортрет на фоне города
И .
В
А.
Е. Белоножкин
«Произведения архитектуры,
казалось бы, из всех произведений
искусств должны бы быть наибо-
лее вечными и своим творцам дос-
тавлять наибольшую известность.
На деле же оказывается, не только
в настоящее время, но и в былые
времена на архитектуру смотрели,
как на прикладное искусство, и
имена зодчих были менее извест-
ны, чем имена скульпторов или
живописцев, живших в то время».
Это печальное заключение, сделан-
ное в начале ХХ столетия видным
историком архитектуры и знато-
ком старого Петербурга В. Я. Кур-
батовым, к сожалению, не утрати-
ло своей актуальности и в наши
дни. И действительно, многие ли
из горожан в ответ на вопрос, ка-
кие здания в Петербурге построил
архитектор И. В. Падлевский, на-
зовут хотя бы одно из них?.
.
Приходится вспомнить и про-
должение процитированных уже
слов В. Я. Курбатова: «Мы знаем,
что имена многих русских зодчих
не известны. Правда, за раскрытие
их принялись сравнительно недав-
но, и за последние годы удалось
выяснить многие имена. Во всяком
случае, мы как бы в долгу перед
ними, и задача каждого лица, име-
ющего отношение к этому делу,
как-нибудь напомнить о них тол-
пе»1. Последнюю фразу (за исклю-
чением неприятно высокомерного
«толпа») можно по праву поста-
вить эпиграфом к этому очерку,
который посвящен автору церкви
Покрова Пресвятой Богородицы
при Петербургском политехничес-
ком институте
-
архитектору
Иосифу Владимировичу Падлев-
скому (і8 6 3 -?)2.
* * *
Об И. В. Падлевском известно
очень немного (неизвестен даже
год смерти зодчего). Однако име-
ющиеся в нашем распоряжении
материалы позволяют пусть в об-
щих чертах, но все же достаточно
отчетливо представить себе его
творческий облик3.
Поляк по национальности, что
в архитектурной среде Петербурга
рубежа XIX и ХХ веков не было
редкостью, И. В. Падлевский по-
лучил профессиональное образо-
вание в Петербургском институте
гражданских инженеров импера-
тора Николая I, который он окон-
чил в 1891 году. Затем, повторив
путь многих выпускников инсти-
тута, он поступил на архитектур-
ное отделение Императорской ака-
демии художеств. Образование,
полученное в эпоху господства эк-
лектики, в дальнейшем сказыва-
лось в творчестве И. В. Падлевс-
кого - мастер свободно обращался
к различным стилистическим на-
правлениям, не отдавая ни одному
из них явного предпочтения.
Творческая деятельность архи-
тектора началась сразу же после
окончания академии. А несколько
лет спустя он и сам начал препода-
вать в учебных заведениях столицы:
с 1902 года в Политехническом ин-
ституте императора Петра Велико-
го, через три года - в Технологичес-
ком институте императора Николая I,
а впоследствии - и на Высших женс-
ких политехнических курсах.
В 1896 году, по завершении
академического курса, 34-летний
мастер занял должность архитек-
тора Всероссийской художествен-
но-промышленной выставки, про-
ходившей в Нижнем Новгороде.
Трудно сказать, как проявил себя
в этой работе зодчий. Скорее все-
го ему приходилось решать вопро-
сы не столько художественного,
сколько административного и ин-
женерного порядка, возможно,
разрабатывать общий план выстав-
ки. И впоследствии архитектор не
раз принимал участие в построй-
ках, связанных с решением ответ-
ственных конструктивно-техни-
ческих и инженерных задач: в стро-
ительстве Китайско-Восточной
железной дороги, зданий Балтий-
ского судостроительного завода, а
также Политехнического институ-
та в Петербурге.
Одной из наиболее интересных
работ такого рода было его участие
в 1908-1909 годах в проектирова-
нии и строительстве здания Торго-
вого дома Гвардейского экономичес-
кого общества в Петербурге (ныне
ДЛТ)
на
Б.
Конюшенной
ул.,
21-23 / Волынский пер., 24. Главным
автором этого крупнейшего торгово-
го здания города начала ХХ века
принято считать академика архитек-
туры Э. Ф. Вирриха, конкурсный
проект которого, составленный со-
вместно с И. В. Падлевским, послу-
жил основой для осуществленного
варианта. Кроме И. В. Падлевского
в качестве соавторов Вирриха выс-
тупали архитектор Н. В. Васильев и
гражданский инженер С. С. Кричин-
ский. Как и всегда в подобных слу-
чаях, определить конкретный вклад
в проектирование каждого из по-
мощников Вирриха, в том числе и
Падлевского, крайне трудно.
Число самостоятельных про-
ектов, созданных архитектором в
1900-1910 годы, невелико, предпо-
ложительно около шести. Интерес-
но, что во всех он разрабатывал
одну и ту же тему - христианского
храма. Осуществлены из них были
только три: Свято-Никольский
православный собор в Харбине
(завершен в 1899 году)5, церковь
Покрова Пресвятой Богородицы
при Политехническом институте в
Петербурге (1912-1913 годы)6 и
костел во имя Святого Сердца
Иисусова на Успенском (ныне Се-
верном) кладбище в Парголове
(освящен в 1914 году)7.
Из-за начавшейся Первой ми-
ровой войны остались на бумаге
проекты двух каменных костелов
на фабричных окраинах столицы,
где в те времена работали и жили
немало рабочих-католиков. Пер-
41
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 40 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 42 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст