П
ортрет на фоне города
42
вый из них должен был распола-
гаться на углу Московского шоссе
(современного Московского про-
спекта) и ныне упраздненной Жу-
ковой улицы (существует в виде
безымянного проезда в районе
улицы Севастьянова)8, второй, в
«готическом стиле», - на бывшей
Ушаковской улице (сейчас она но-
сит имя Зои Космодемьянской)9.
Авторство И. В. Падлевского про-
екта костела на Ушаковской улице
нуждается в дополнительных дока-
зательствах.
Был ли воплощен еще один про-
ект - неоготического костела для
Киева (первая половина 1900-х го-
дов) - неизвестно10.
Впрочем, не лучшим образом
сложилась судьба кладбищенско-
го костела. Этот, без сомнения, ори-
гинальный по архитектуре храм «в
стиле закарпатских церквей» был
возведен напротив въезда на рим-
ско-католический участок Успен-
ского кладбища. Вытянутое в пла-
не деревянное здание эффектно
завершала островерхая колоколь-
ня. «Сельская» архитектура храма,
безусловно, уместная в дачном
пригороде, достаточно органично
сочеталась с окружающим ланд-
шафтом. Тем не менее осенью 1929
года на волне антирелигиозной
кампании костел был закрыт, а
впоследствии разобран. Получен-
ный при разборке лес пошел на
строительство бани.
Несколькими десятилетиями
позже, в 1960-е годы, такая же
участь постигла православный
Свято-Никольский собор в Хар-
бине. По свидетельству очевидца,
он был варварски разрушен - сне-
сен бульдозером - в ходе так назы-
ваемой культурной революции. На
его месте было построено безликое
общественное здание. Между тем
харбинский собор по праву может
быть назван памятником культуры
русского зарубежья.
Скромная по размерам дере-
вянная церковь в «русском стиле»
располагалась в центре города.
Компактный в плане основной
объем храма завершал высокий
шатер, увенчанный живописной
группой из пяти главок. Его выра-
зительная вертикаль играла роль
важного градостроительного ак-
цента в застройке города.
Первоначально Свято-Николь-
ская церковь предназначалась для
жителей железнодорожного посел-
ка. В 1908 году она получила статус
собора, которому после образова-
ния в 1920-е годы Харбинской епар-
хии суждено было стать одним из
духовных центров русской эмигра-
ции на Дальнем Востоке11.
Таким образом, единственной
сохранившейся до наших дней само-
стоятельной постройкой И. В. Пад-
левского является церковь Политех-
нического института в Петербурге.
Небольшой изящный храм, освя-
щенный в честь Покрова Божией
Матери - в память о дне основания
Харбин. Свято-Никольская церковь.
Западный фасад.
Фото начала ХХ в.
института, стал несомненной твор-
ческой удачей мастера. Его по дос-
тоинству оценили еще коллеги ар-
хитектора. На это указывает факт
публикации проекта в столь автори-
тетном и взыскательном издании,
как «Ежегодник Общества архитек-
торов-художников»12.
Возможность
осуществить
свой замысел И. В. Падлевский
получил в результате победы на
специально объявленном конкур-
се, проведение которого было
вызвано необходимостью квали-
фицированно решить непростую
задачу - органично вписать храм
в уже существовавший архитек-
турный комплекс. Закладка церк-
ви, спроектированной в формах
«неорусского стиля», состоялась
6 июня 1912 года.
Петербург Церковь Покрова
Божией Матери. Северный фасад.
Проект
Архитектурное решение хра-
ма глубоко индивидуально и не
вызывает в памяти каких-либо
аналогий ни среди древних памят-
ников, ни в ряду известных образ-
цов «неорусского стиля». Пира-
мидальная компоновка объемов,
вытянутая по вертикали венчаю-
щая глава придают силуэту храма
особую стройность и изящество.
Горизонтальные членения фаса-
дов и их цветовая гамма, постро-
енная на сочетании естественного
цвета открытой кирпичной клад-
ки с желтовато-охристыми тона-
ми штукатурки, намеренно вторят
композиции корпуса общежития,
к торцу которого примыкает за-
падная стена храма. Переходным
элементом
между четвериком
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 41 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст