церкви и жилым корпусом слу-
жит объем «трапезной» с мини-
атюрной звонницей и более высо-
кий «блок» с притвором и хора-
ми. Подобный прием весьма нео-
бычен и явно напоминает про-
странственные решения некото-
рых монастырских подворий Пе-
тербурга, например, подворья Ус-
пенского Старо-Ладожского мона-
стыря (ныне подворье Валаамско-
го Спасо-Преображенского мона-
стыря; Нарвский пр., 1 - Старо-
Петергофский пр., 29; 1905-1910,
арх. В. А. Косяков). Однако это
станет вполне понятным, если
вспомнить, что как церковь Поли-
технического института, так и
храмы подворий имели статус до-
мовых, а значит, по законодатель-
ству, могли не «обособляться» от
жилых построек.
Как признак безусловного ма-
стерства зодчего можно расцени-
вать его творческое и в то же вре-
мя деликатное отношение к фор-
мам древнерусских памятников.
Смело включая в композицию фа-
садов элементы новгородского,
псковского и ростовского зодче-
ства, он вместе с тем придерживал-
ся
спокойной,
«академичной»
трактовки исторических мотивов:
апсиды и барабана, перспективных
ниш, «выемчатого» орнамента. Не-
зависимо от прототипов решен 1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
2
ортрет на фоне города
интерьер храма с низким одно-
ярусным иконостасом.
Несмотря на то, что до наших
дней церковь дошла в относитель-
но хорошем состоянии, годы было-
го лихолетья оставили в ее истории
заметный след. 17 сентября 1923
года Покровская церковь была зак-
рыта, здание храма приспособлено
под клуб института, а впоследствии
передано военной кафедре.
В 1992 году храм был возвра-
щен верующим, а в 1998-м, после
ремонта, обрел свой первоначаль-
ный вид. Сейчас это один из не-
многих сохранившихся после «без-
божных пятилеток» петербургских
храмов в «неорусском стиле». Он
ценен и как памятник архитекту-
ры (ныне он взят под государствен-
ную охрану), и как памятник куль-
туры, вобравший в себя многие
идеи своего времени. Например,
идею
русификации
Северной
Пальмиры с помощью построек в
«национальном стиле».
Если о судьбе произведений
И. В. Падлевского после Октября
1917-го известно многое, то опре-
делить дальнейшую биографию их
создателя практически невозмож-
но. История сохранила только
один факт: в 1918 году архитектор
прекратил преподавание в Техно-
логическом институте. Что было
после - неизвестно. Возможно, су-
Церковь Покрова Божией Матери.
Разрез.
Проект
ровая жизнь эмигранта, возможно
- трагическая гибель в пучине
«русского бунта».
.. История об
этом пока умалчивает.
Однако вновь живет литурги-
ческой жизнью Покровская цер-
ковь, по-прежнему идет торговля в
зданиях бывшего Торгового дома
Гвардейского экономического об-
щества, а значит, есть надежда на то,
что имя И. В. Падлевского все же
не будет забыто.
1
Курбатов В. Я. О памятниках великим зодчим // Труды IV Съезда русских зодчих.
.. СПб., 1911. С. 92-93.
2 Настоящий очерк не претендует на исчерпывающую полноту. Он лишь является попыткой взглянуть на, казалось бы,
известный специалистам материал с иной точки зрения.
3 О И. В. Падлевском см.: Падлевский (Подлевский) Иосиф Владимирович.
.. // Архитекторы-строители Санкт-Петербурга
середины XIX - начала ХХ века: Справ. / Под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. С. 238.
4 См. об этом: Кириков Б. М. Улица Желябова (Большая Конюшенная). Л., 1990. С. 53-57.
5 См. о нем: Первый русский храм Маньчжурии // Нива. 1901. № 10. С. 197. Проектная перспектива опубл.: Ежегодник
Общества архитекторов-художников (ЕОАХ). (СПб.). 1906. Вып. 1. С. 85.
6 См. о ней: Антонов В. В., Кобак А. В. [Церковь] Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом институте Импера-
тора Петра Великого // Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковн. энцикл.: В 3 т. СПб., 1996.
Т. 2. С. 125-126.
7 См. о нем: Берташ А. В. Северное кладбище (3-е Парголово) // Исторические кладбища Петербурга: Справ.-путеводит. /
Сост. А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. СПб., 1993. С. 514; Антонов В. В., Кобак А. В. [Церковь] Св[ятого] Сердца Иисусова на
Успенском кладбище // Антонов В. В., Кобак А. В. Указ. соч. СПб., 1996. Т. 3. С. 231-232.
8 Антонов В. В., Кобак А. В. [Церковь] Св[ятого] Казимира // Там же. С. 225.
9 Там же.
10 Проект опубл.: ЕОАХ. 1906. С. 84.
11 Часть сведений по истории храма предоставлена С. А. Черкашиной.
12 ЕОАХ. 1913. Вып. 8. С. 154-155. Из современных исследователей удачное архитектурное решение храма отметил
В. Г. Лисовский в монографии «“Национальный стиль” в архитектуре России» (М., 2000. С. 322).
43
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 42 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст