По
ортрет на фоне города
дах лонных», «полей малиновую
ширь» и «пажити зеленые» новго-
родской, псковской, вологодской,
костромской земли («Ночь в Суз-
дале», 1970; «Новгородская звон-
ница», 1973; «Печорский монас-
тырь», 1980; «На реке Великой»,
198з ; «В Тихвине», 1984), свои
ощущения Петербурга передает
через природу. Городские мотивы
живописец видит сквозь «дыханье
весеннего дня» («Март. Летний
сад», 1986), гущу изумрудной ли-
ствы («Июль», 1988), серебро инея
(«Зимний день», 1984), звучное
золото осени («Храм Спаса на
Крови», 1992).
Наверное, Genius loci (дух ме-
стности) Петербурга явился живо-
писцу в Летнем саду «за сенью
Фельтенских оград». Воды Лебя-
жьей канавки, питающие столет-
ние ивы аллей, водный «перекрес-
ток» Фонтанки и Мойки, ширь
Марсова поля, церковь св. Панте-
леймона «и замок Павловских вре-
мен» под «сводом небес зелено-
бледным» стали для художника
олицетворением образа Северной
Пальмиры. Валерий Леднев так
объясняет свое пристрастие: «Лю-
бимое место - вокруг Летнего сада.
Там все есть - каналы, скульптуры,
архитектура разных эпох, небо.
.. Он
всегда разный - то серебро зимы,
то нежная зелень весенняя, то сол-
нце ослепительное, то листья не-
слышно падают.
Когда очаруешь-
ся мотивом, каждый раз находишь
в нем что-то новое, как в хорошо
знакомом человеке.
..». Одухотво-
ренные пейзажи, созданные в раз-
ные годы, составляют оду Летнему
саду: «Листопад в Летнем саду»,
1981; «Фонтанка», 1982; «У Инже-
нерного замка», 1984; «Михайлов-
ский сад. Сентябрь», 1984; «Лебя-
жья канавка», 1995; «Осень. Вид на
Марсово поле», 1987. Художник
возвращается сюда вновь и вновь.
Если ранние городские пейза-
жи Леднева лирично-камерные, на-
писанные в стороне от туристских
маршрутов, то в последние годы он
стремится к картинности пейзажа,
воспевая блистательный Петербург.
Так в картинах появились велича-
вый простор Невы («Вид на мост
Лейтенанта Шмидта», 2002; и «Са-
лют в Петербурге», 2003), парадные
виды («Исаакиевская площадь в
дождь», 2001; «Вид на Юсуповский
дворец», 2002; «У Казанского собо-
ра зацвела сирень», 2004).
Петербург часто становится
красноречивой средой для портре-
тов. Так, балерина И. А. Колпакова
изображена у Карпиева пруда в
Летнем саду (1985), а композитор
А. П. Петров - на фоне невской па-
норамы, открывающейся из окна
его дома (2002).
Восхищенной нежностью про-
низан
холст
«В
Летний
сад»
(1978). Пышный иней, убравший
драгоценным мерцанием деревья и
Портрет балерины
И. Колпаковой
дома, яркие воздушные шары, ле-
тящие в «крещенской утренней
прохладе» вслед детской коляске,
создают ощущение торжества -
величаво-нешумного, словно обе-
регающего детский светлый сон.
Молодая мать, с потаенной гордо-
стью везущая младенца на прогул-
ку, предстает воплощением мате-
ринства.
Леднев создал серию изображе-
ний людей, составивших славу на-
шего города. Это и исторические
репрезентативные портреты Павла I,
императрицы Марии Федоровны
(1997) и великого князя Констан-
тина Константиновича (2003) для
портретной галереи РГПУ им.
А. И. Герцена. И написанные с на-
туры парадные портреты Патриар-
ха Алексия II и митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожс-
кого Владимира (1998), украшаю-
щие залы митрополичьих покоев
Александро-Невской лавры. И фи-
лософичные портреты-картины,
славящие творцов, отдающих душу
и сердце делу своей жизни: врача
А. Ф. Тура (1977), скульптора
М. К. Аникушина (2000), физика
Ж. И. Алферова (1999), певца
Б. Т Штоколова (1999).
Город присутствует даже в на-
тюрмортах. На картине «В Белую
ночь» (1999) букет персидской
сирени на распахнутом окне веет
над крышами и шпилями Австрий-
45
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 44 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст