етербургская семья
не успел, и в 1843 году был уволен
от службы капитаном I ранга. Маль-
чики, за которых просил отец, ста-
ли отличными моряками. Влади-
мира в 1862 году произвели в капи-
тан-лейтенанты. К сожалению, он
рано умер и похоронен на Волковс-
ком кладбище Петербурга.
Андрей командовал разными
кораблями. В том числе канонерс-
кой лодкой под номером 9, кото-
рая противостояла англо-француз-
скому флоту при нападении на
Кронштадт. Лодка занимала пози-
цию около реки Нарвы. В 1882
году Андрея произвели в контр-
адмиралы.
Родной брат Петра - Антон
Игнатьевич Барташевич в свое
время был широко известен в мор-
ских кругах из-за приключившей-
ся с ним трагической истории. Ее
отзвуки слышал даже я в перело-
жении бабушки, рассказывавшей,
что ей довелось читать книжку про
этот случай. Служба у братьев
была во многом схожа. В одно и то
же время получали чины. В 1822-
1824 годах лейтенант Антон Бар-
ташевич участвовал в кругосвет-
ном плавании к северо-западным
берегам Америки на шлюпе «Ладо-
га». Командовал шлюпом капитан-
лейтенант Лазарев. Незадолго до
этого плавания Михаил Лазарев
уже участвовал в очень непростой
экспедиции в Южный океан. В
1819-1821 годах два шлюпа -
«Мирный», под командованием
капитан-лейтенанта Беллинсгаузе-
на, и «Восток», под командовани-
ем лейтенанта Лазарева, первыми
в мире достигли берегов антаркти-
ческого ледового континента. Мне,
живущему в России почти два сто-
летия спустя, тоже довелось рабо-
тать у южного континента. Больше
полутора лет, с 1970 по 1972 годы,
зимовал на маленьком островке в
высокой Антарктике. Три питерс-
ких гидробиолога первые и до сих
пор единственные погружались в
переохлажденные зимние воды в
морях, лежащих у самого полярно-
го круга. Наверное, именно поэто-
му меня особо интересует экспеди-
ция, открывшая ледовый конти-
нент. Будь Антон или Петр Барта-
шевичи чуть постарше, они вполне
могли бы проторить далекому по-
томку путь в антарктические воды.
В 1827 году Антона перевели в
гвардейский экипаж на 84-пушеч-
ный линейный корабль «Фершам-
пенуаз». Судно было головным в
большой серии. Кроме него на воду
были
спущены
«Императрица
Александра», «Эмгейтен», «Ган-
гут». На «Фершампенуазе» Антон
участвовал в военных действиях
против Турции. Ходил на Мальту,
был в блокаде Дарданелл, крейсер-
ствовал в Архипелаге. В 1831 году
«Фершампенуаз» возвратился в
Кронштадт. Командир корабля
Г. И. фон Платер по приходе убыл
с корабля, оставив временным ко-
мандиром флаг-офицера капитан-
лейтенанта Барташевича. На вхо-
де в гавань, где стояли линейные
корабли, на «Фершампенуазе» в
пустой крюйт-камере возник по-
жар. Судно полностью сгорело.
Погибли люди. При пожаре пропа-
ло много документов эскадры, в
том числе и финансовых, что по-
зволило Николаю I счесть, будто
корабль сожгли. Мог погибнуть и
стоявший рядом «Александр Не-
вский». Хорошо, что на нем успе-
ли обрубить якорные канаты и, по-
ставив паруса, отойти. Иначе по-
терь было бы еще больше.
Начальником комиссии, раз-
биравшей это дело, был адмирал
Лазарев, бывший командир Анто-
на на шлюпе «Ладога». Авторитет-
ный моряк сумел доказать царю,
что поджога не было, а в пустой
крюйт-камере во время ее мытья
произошло самовозгорание поро-
ховой пыли. Тем не менее вина за
гибель корабля была возложена на
флаг-офицера. Его разжаловали в
матросы за неисполнение обязан-
ностей. Капитан I ранга Платер не
пострадал вовсе. Его даже произ-
вели в контр-адмиралы.
Думаю, на флоте считали, что
Антон Барташевич оказался стре-
лочником, на котором отыгрались.
Во всяком случае через несколько
лет он снова капитан-лейтенант, а
в 1838 году переведен в ластовый
экипаж подполковником. Этим
экипажем он и командовал до сво-
ей смерти (в 1851 году) в чине пол-
ковника4.
У Петра Игнатьевича было чет-
веро сыновей: Карл-Рафаил, Эм-
мануил, Владимир и Петр. Все они
учились в Морском кадетском
корпусе, правда, с разными успе-
хами. На флоте долго служил толь-
ко Владимир Петрович, мой пра-
дед, владелец анероида. Петр из
корпуса был переведен юнкером в
сухопутные войска. О Карле име-
ется в архиве любопытная перепис-
ка отставного капитана I ранга и
корпусного начальства. Тогдашний
начальник корпуса контр-адмирал
Сергей Степанович Нахимов (брат
героя обороны Севастополя) про-
сил отца забрать кадета из корпу-
са. 18-летний парень за четыре года
так и не смог перейти из начально-
го класса в следующий. Дали ему
испытательный срок, который ни-
чего не изменил. По просьбе зас-
луженного моряка отчислили сына
по состоянию здоровья. Перепис-
ка эта шла с включением в реше-
ние дела даже генерал-адмирала,
высшего морского начальника, ко-
торый и разрешил дать бывшему
кадету бумагу без оценки его успе-
хов в учении5.
Поначалу всех Барташевичей
связывал с Петербургом в основ-
ном кадетский корпус, место, где
они становились моряками. Это
потом многие осели в Петербурге.
Служили они и на Балтике, и на
Черном море, и в Архангельске, и
даже
на Дальнем
Востоке.
В
XVIII веке, во времена Елизаве-
ты Петровны, Морской кадетский
корпус назывался еще Шляхетс-
ким (до 1802 года) и располагал-
ся в Кронштадте. Старый дом на
Неве стал негоден после случив-
шегося в нем пожара. Корпус нео-
днократно переезжал, расширял-
ся вместе с флотом, менял назва-
ние. С середины XIX века стал на-
зываться Морским училищем.
Довольно долго детей отдавали в
корпус
совсем маленькими
-
пяти-шести лет. Таких малышей
готовили к учению отдельно в
Александровском корпусе, в Цар-
ском Селе, и только потом пере-
водили на набережную Невы. 4-ю
роту малолетних кадетов упразд-
нили в 1859 году6.
Судя по некоторым воспоми-
наниям кадетов, условия жизни в
корпусе были нелегкими. Процве-
тало то, что нынче называют дедов-
щиной. У каждого гардемарина
был на положении крепостного
слуги младший кадет. Драки были
повседневным развлечением, так
что характеры выковывались у
воспитанников крутые. По некото-
рым свидетельствам, кадетов час-
то секли розгами, по другим - на-
казывали, проведя костяшками
49
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 48 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст