янку, Сергиеву пустынь, Красное
Село. Одновременно потребова-
лось увеличить доставку воды в
водную систему этого района на
мельницу, в Полежаевский пруд и
далее, а пудостского камня - на
стройки Петербурга.
Версия о питании водой из
Лиговского канала фонтанов Лет-
него сада при наличии буквально
рядом Невы и Фонтанки не имеет
прямых контраргументов, но опре-
деленные размышления вызывает
тот факт, что не удалось обнару-
жить документальных материалов
о средствах и способе переброски
воды из канала (пруда на Греческой
площади) на другой берег широкой
и глубокой судоходной Фонтанки.
При этом следует учитывать, что
прокладка труб (деревянных?) по
дну Фонтанки была маловероятна
из-за отсутствия средств выполне-
ния водолазных работ, а прокладка
воздушного акведука над судоход-
ной рекой была бы заметным собы-
тием архитектурного плана. Одна-
ко никаких документальных или
литературных свидетельств с упо-
минанием такого рода сооружений
в центре города не встречается.
Очень существенно и отсутствие
достоверных свидетельств того, что
после прокладки Лиговского кана-
ла и именно в результате его про-
кладки фонтаны Летнего сада ста-
ли хорошо работать.
Одним из самых существен-
ных аргументов против версии о
питании Лиговского канала водой
из реки Дудергофки является то,
что освоение района Красного
Села началось с постройки на Ду-
дергофке мельницы по переработ-
ке сырья для бумажной фабрики и
самой фабрики, которые приводи- 1
2
3
4
5
резнувший город
ли и приводят к массивному заг-
рязнению используемой в техно-
логических целях речной воды.
Поэтому после постройки в 1714-
1718 годах мельницы и фабрики на
реке Дудергофке никому не при-
шло бы в голову после этого
строить канал для транспортиров-
ки сильно загрязненной воды в
Санкт-Петербург, который в изо-
билии снабжался чистой и мягкой
невской водой.
Преувеличивать водоснабжа-
ющее значение Лиговского канала
для Санкт-Петербурга не стоит и
потому, что, начинаясь из родни-
ков практически рядом с речками
Дудергофкой и Черной, вблизи
Пулковской и Кирхгофской воз-
вышенностей, в Санкт-Петербург
текла более полноводная река Вол-
ковка. К сожалению, определить по
картам и планам ее устье в период
начала застройки Санкт-Петер-
бурга не представилось возмож-
ным, скорее всего она впадала в
Фонтанку или Неву. Во всяком
случае на более поздних картах и
планах Волковка впадает в Обвод-
ный канал, то есть доходит до са-
мого центра города и могла быть
источником водоснабжения его
южной и юго-восточной окраин. А
юго-западную окраину города мог-
ла снабжать водой полноводная
река Койровка.
Изучение этого вопроса по
картам разного назначения и раз-
ных периодов, особенно старых,
когда ландшафт еще не был изме-
нен антропогенными воздействия-
ми (насыпи дорог, каналы, плоти-
ны и др.), позволило установить,
что Лиговский канал построен
действительно не на реке Дудер-
гофке, а представлял собой про-
должение речки, как и очень мно-
гие из них носящей название Чер-
ной, начинавшейся из родников в
районе между Дудергофской и
Кирхгофской возвышенностями
на абсолютной отметке выше Ду-
дергофки. В районе Горелова она
течет параллельно реке Дудергоф-
ке, что и могло послужить поводом
для предположения о питании Ли-
говского канала водой из Дудер-
гофки. А речка Черная, начинаясь
из чистейших родников, текла по
незаселенной местности и не име-
ла источников загрязнения, по сво-
им масштабам она больше Дудер-
гофки, поэтому нет никаких осно-
ваний считать началом Лиговско-
го канала именно Дудергофку, не
говоря уже о Лиге. Да и название
Лиговского канала восходит не к
речке или селению Горелово, у ко-
торых он начинался, а к дачному
поселку Лигово, для которого он
служил транспортной магистра-
лью, аналогично названиям, на-
пример, Петергофской дороги и
Нарвской дороги. Вполне возмож-
но, что Лиговский транспортный
канал был построен ввиду неудачи
с постройкой канала аналогичного
назначения вдоль Петергофской
дороги. В настоящее время в ста-
дии проверки находится предпо-
ложение о том, что до Санкт-Пе-
тербурга Лиговский канал прохо-
дил по руслу речки, которая у ис-
тока называлась Черной, в среднем
течении - Койровкой, а на конеч-
ном участке - Красненькой.
Таким образом, основным на-
значением Лиговского канала была
его транспортная функция, а начи-
нался он из речки Черной; река
Лига к этому каналу никакого от-
ношения не имела.
1
Карта погостов Вотской пятины в 1500 году / Сост. арх. Сергий. СПб., 1905.
2 Писцовая книга Вотской пятины 1539 года / Под ред. А. М. Гнеушева. Новгород, 1917. Вып. 1.
3 Шарымов А. Нева и ее дельта весной 1703 г. // Аврора. 1994. № 9-10. С. 83-122.
4 Гаш Ю. Карта окрестностей Санкт-Петербурга. СПб., 1909.
5 Шульц О. Л. История развития гидросистемы Красносельского района // Памятники истории и культуры Петербурга. СПб.,
1997. С. 194-212.
5
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 4 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст