етербургская семья
Яхта «Александрия». В центре - гофмаршал П. К. Бенкендорф,
справа - А. А. Барташевич.
Фото К. Буллы
хотного корпуса, с которым проде-
лал сухопутный переход из Петер-
бурга до Динабурга (сейчас Дау-
гавпилс) и обратно. В 1857 году
заведовал катерами царской фами-
лии. В 1858 году занимался про-
мером Невской губы. В 1860-м ко-
мандовал винтовой канонерской
лодкой «Русалка», а позже -
1-м отрядом таких судов. Осталь-
ные лодки назывались «Щит»,
«Повеса». Всеми ими прадед в раз-
ные годы командовал. Был коман-
диром 4-й роты гвардейского эки-
пажа, пароходо-фрегата «Влади-
мир», несшего брандвахтенную
службу на рейде Свеаборга. На-
гражден многими орденами. В
1885-м получил звание контр-ад-
мирала с увольнением от службы11.
У Владимира Петровича от двух
браков было девять детей, но, на-
сколько я знаю, на флоте никто из
них не служил. Были артиллерис-
ты, кавалеристы, гражданские чи-
новники, военные инженеры, врач.
Бабуля моя получила после Смоль-
ного института совершенно загадоч-
ную для меня профессию - пепинь-
ерки. Через много лет выяснил, что
так называли выпускниц Смольно-
го института, оставленных в нем для
преподавания. Очередными моря-
ками, продолжившими род Влади-
мира Петровича, стали его внук
Петр Иосифович и правнуки - мы
с братом. Бабушка не раз говорила,
что у брата адмиральский затылок.
Может быть и так, хотя адмиралом
Володя не стал, а я даже не пред-
ставляю, как должна выглядеть у
морских начальников упомянутая
часть головы.
Высоких постов в морской
службе достиг двоюродный брат
прадеда Антон Антонович Барта-
шевич. Его лестная аттестация упо-
миналась выше. В 1871 году Антон
становится мичманом. В 1874-м -
лейтенантом. Командовал на Бал-
тике двухбашенной канонерской
лодкой «Смерч». В 1876-м коман-
дирован
на
русско-турецкий
фронт. Заведовал минными скла-
дами во Фратешти. В 1878-1879
годах командовал миноносками
«Штык», «Селезень», «Самопал».
Служил на императорских яхтах
«Держава»» и «Никса» (яхта но-
сила семейное имя наследника
Александра III - Николая, будуще-
го царя). Был старшим офицером
яхты «Стрельна», клипера «Стре-
лок». Несколько позже принял над
клипером командование. К тому
времени судно уже числилось
крейсером II ранга.
С 1895 по 1901 год Антон Ан-
тонович в чине капитана I ранга
командовал царской яхтой «Алек-
сандрия». К 1896 году относятся
две фотографии, сделанные на па-
лубе яхты. С немалыми трудами
удалось найти негативы, хранящи-
еся в Центральном государствен-
ном архиве кинофотофонодоку-
ментов Санкт-Петербурга.
На одном снимке видны трое.
Посредине - гофмаршал П. К. Бен-
кендорф, по бокам - два морских
офицера, один из которых - Антон
Антонович Барташевич. Нашлась
в архиве и еще одна фотография
того же мастера. Сделанная сто лет
назад, она прекрасна по качеству и
дает возможность представить себе
людские типы офицеров морской
гвардии.
С 1902 года Антон Антонович
- контр-адмирал. Недолго коман-
довал гвардейским экипажем. Ка-
ких только диковинных орденов не
вешали офицеру на грудь! И мек-
ленбуржско-шверинские Грифа
3-й и 2-й степеней, и сиамский -
Белого слона 3-го класса, и коман-
дорский крест французского По-
четного легиона, и прусский орден
Короны 2-го класса. Были у него
румынский орден Звезды 3-го
класса, болгарский Александра I,
персидский - Льва и Солнца 2-й
степени со звездой. Отечественных
Старший офицер А. А. Барташевич на судне «Стрелок».
Фото К. Буллы
51
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 50 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст