уша Петербурга
« Т ы
тень теней.
..»
А н д р ей Белый и Петербург в его творчестве
Е. А. Пронина
На тебя надевали тиару - юрода колпак,
Бирюзовый учитель, мучитель, властитель, дурак!
Как снежок по Москве, заводил кавардак гоголек,
Непонятен - понятен, невнятен, запутан, легок.
Конькобежец и первенец, веком гонимый взашей
Под морозную пыль образуемых вновь падежей.
О. Мандельштам. Памяти Андрея Белого.
10-11 января 1934 года
Мало русских писателей, кото-
рые в своих произведениях не упо-
минали бы Петербург. Появились
такие понятия, как «пушкинский
Петербург», «Петербург Гоголя»,
«Петербург Достоевского». И каж-
дый раз мы понимаем, о чем идет
речь. Например, гоголевский Пе-
тербург - это город мистический,
фантасмагоричный, город чудес и
превращений, и в то же время -
город униженных «маленьких лю-
дей». А Петербург Достоевского -
это мрачный город доходных до-
мов, темных узких дворов-колод-
цев, город преступления и наказа-
ния. Пушкинский же Петербург -
это Петербург Медного всадника и
наводнений, с одной стороны, а с
другой - «пышный град, полнощ-
ных стран краса и диво.
..».
Но есть и понятие «Петербург
Андрея Белого». В нем отчасти со-
вместились Петербург и Пушкина,
и Гоголя, и Достоевского - есть в
нем и фантасмагоричность, и мис-
тика, и загадочность, есть и мрач-
ность; но с другой стороны, в нем
есть и что-то совершенно новое, не
показанное еще никем.
Андрей Белый.
Это имя, произнесенное или
прочитанное, мгновенно вырывает
нас из будничного, реального мира,
погружая в мир виртуальной ре-
альности, в мир призрачный, в ни
на что не похожий мир символов,
загадок и недоговоренностей.
Творчество Андрея Белого
приходится на рубеж веков, пере-
ломную эпоху русской истории.
По словам самого поэта, он при-
надлежал к «поколению рубежа».
Это было трудное время, когда
рушились все старые представле-
ния о мире, о человеке и об искус-
стве - в том числе. Это время
было временем противоречий, му-
чительных исканий чего-то ново-
го во всех сферах жизни, време-
нем, когда надвигалась революция
и вместе с ней - ломка всех суще-
ствовавших устоев и традиций. А
о людях этой эпохи замечательно
сказал русский поэт Константин
Бальмонт: «.люди, которые мыс-
лят и чувствуют на рубеже двух
периодов, одного законченного,
другого еще не народившегося.
развенчивают все старое, потому
что оно потеряло свою душу и
сделалось безжизненной схемой.
Но, предшествуя новому, они
сами, выросшие на старом, не в
силах видеть это новое воочию, -
вот почему в их настроениях ря-
дом с самыми восторженными
вспышками так много больной
тоски»1.
Эти слова в полной мере отно-
сятся и к Андрею Белому. Образ-
ный мир его противоречив и непо-
стоянен, это смешение мистики и
гротеска, высокого и низменного,
серьезного и ироничного. В его опи-
саниях Петербурга все это слива-
ется в единое целое.
Петербург Андрей Белый не
любил. Этот город принес ему не-
счастья и неудачи как в личной
жизни, так и в жизни творческой.
И тем не менее Петербург присут-
ствует и в поэзии, и в прозе писа-
теля. И самое, наверное, монумен-
тальное его произведение, роман
53
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 52 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст