уша Петербурга
54
«Петербург»2, тоже посвящен это-
му городу.
В нем образ города просматри-
вается наиболее четко, ярко. А. Бе-
лый начинает описание города с
того, что это «не русский - столич-
ный - град», который «разительно
отличается» от «прочих русских
городов, представляющих собой
деревянную кучу домишек».
Петербург предстает перед
нами как город, состоящий из «пря-
молинейных» «публичных» про-
спектов - «пространств для цирку-
ляции публики», ровным, четким
и безликим.
И вдруг автор доказывает нам,
что Петербург-то вовсе и не сто-
лица, что столица - Москва с «по-
луторамиллионным населением»,
и дальше совсем уже неожиданно:
«Если же Петербург - не столица,
то - нет Петербурга. Это только
кажется, что он существует».
Такое вступление сразу насто-
раживает читателя и приготавли-
вает к восприятию города, который
существует на грани реального и
призрачного.
А дальше - «изморось полива-
ла улицы и проспекты, тротуары и
крыши».
.. Унылый, промозглый
город в «хмурое утро» А. Белый
описывает в блеклых, неярких то-
нах, все в нем неясно и расплывча-
то, несмотря на «кубы домов»,
«сливающихся в планомерный,
пятиэтажный ряд», и «мокрый,
скользкий проспект, пересекаю-
щийся мокрым проспектом под
прямым, девяностоградусным уг-
лом». Все эти дома, улицы и про-
спекты кажутся повисшими в ка-
ком-то неизмеримом простран-
стве, заполненном «зеленоватой
мутью» расплывчатого тумана. И
это описание города заканчивает-
ся словами, которые уже не удив-
ляют, а только уверяют читателя в
том, что он не ошибся: «Есть бес-
конечность бегущих проспектов с
бесконечностью бегущих пересека-
ющих призраков. Весь Петербург
- бесконечность проспекта, возве-
денного в энную степень. За Петер-
бургом - ничего нет».
У этого города, Петербурга
А. Белого, нет четких границ - он
то охватывает бесконечностью
своих проспектов всю землю, то
оказывается фикцией, «черной
точкой» на географической карте;
и эту черную точку можно срав-
нить с черной дырой в космичес-
ком пространстве, затягивающей в
себя все и вся, и то, что попадает
туда, исчезает навсегда.
Вообще Петербург А. Белого ус-
ловно-символичен, кстати, в отли-
чие от Петербурга в изображении
других
писателей,
например
М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоев-
ского, у которых места города зри-
мо узнаваемы, и как только автор
сталкивается с необходимостью
обозначить то или иное место, на-
звать конкретный адрес или путь ге-
роя, город мгновенно расплывается,
теряет конкретные очертания, сразу
же теряет свою достоверность.
А. Белый подмечает и описыва-
ет общие, характерные черты горо-
да: желто-белую гамму его домов:
«. распахнулись двери желтого
дома: дом окнами выходил на
Неву», классические архитектурные
детали: «кариатида подъезда», но
описываемое место не конкретно.
А. Белый, как и А. С. Пушкин,
и Н. В. Гоголь, одухотворяет город,
Петербург в романе - такой же ге-
рой, как, скажем, Николай Апол-
лонович Аблеухов, но герой не сво-
ими площадями и памятниками, а
своими настроениями.
Однако если у других писате-
лей город, как и природа, подчер-
кивает или даже объясняет чита-
телю внутреннее состояние героев,
то у Андрея Белого Петербург не
служит аккомпанементом к чув-
ствам, поступкам, к жизни героев,
а наоборот, своей зловещей аурой
подчиняет себе их судьбы, застав-
ляет их действовать вопреки рас-
судку и даже вопреки своей воле.
Так, например, Николай Апол-
лонович Аблеухов, главный герой
романа, далеко не революционер,
даже, можно сказать, лицо аполи-
тичное, как бы против своей воли
соглашается на убийство собствен-
ного отца-сенатора; опять же слов-
Николай Аблеухов. Рис. А. Белого к роману «Петербург». 1911 г
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 53 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст