уша Петербурга
но против его воли в его дом при-
носят «сардинницу ужасного со-
держания» - бомбу. В его поступ-
ках все карикатурно, в нем самом
нет ни одной яркой черты. Он вро-
де бы и любит Софью Петровну
Лихутину, а с другой стороны, со-
вершенно не заботится о ее репу-
тации (Софья Петровна замужем).
И не только Николай Аполло-
нович живет и действует, заворо-
женный могучими чарами Петер-
бурга. В каморку к революционе-
ру Александру Ивановичу Дудки-
ну является призрак, лицо которо-
го висит над городом, призрак са-
мого Петра I: «.
..посередине двер-
ного порога, из стен, пропускающих
купоросного цвета пространства, -
склонивши венчанную, позеленев-
шую голову и простирая тяжелую
позеленевшую руку, стояло гро-
мадное тело, горящее фосфором.
Встал Медный Петр». И этот рас-
пухший до невозможных размеров
властитель города как бы вливает-
ся в Александра Ивановича, тол-
кает его на поступок, которого у
него и в мыслях не было, - на убий-
ство провокатора Липпанченко:
«...Металлический Гость, раска-
лившийся под луною, сидел перед
ним; опаляющий, красно-багро-
вый; вот он, прокалясь, побелел; и
- протек на склоненного Алексан-
дра Ивановича: пепелящим пото-
ком: металлами - пролился в его
жилы.
..» И Александр Иванович
окончательно сходит с ума: «А ут-
ром вошли: но Липпанченки уже
не было; была - лужа крови; был -
труп; и - фигурка, смеющаяся бе-
лым лицом; у нее были усики; они
вздернулись; странно: мужчина на
мертвеца сел верхом; он сжимал в
руке ножницы; руку простер он, а
по лицу - через нос, по губам -
уползало пятно таракана. »
Зловещий город-призрак, воз-
никший, когда «двести лет назад
прилетел на теневых своих пару-
сах из туманов Балтики Летучий
Голландец».
Мотив «проклятос-
ти» Петербурга проходит через
весь роман А. Белого, смерть при-
сутствует в разных сценах и опи-
саниях: состоявшиеся и несостояв-
шиеся убийства, мертвая красота
города, река, кишащая «смертель-
ными бациллами».
На такие описания северной
столицы, которой многие восхи-
щались и до, и после А. Белого, его
Липпанченко и черт («Енфраншиш»).
Рис. А. Белого к роману «Петербург». 1911 г
толкнуло отчасти личное отноше-
ние к городу, а отчасти то, что А.Бе-
лый, как гений, предчувствовал
драматизм грядущей революции
(роман писался как раз накануне, в
1913-1914 годах), опять-таки в
отличие от тех многих, кто ждал ее
с нетерпением, восторженно.
Призрачность и зловещность
Петербурга подчеркиваются его
маскарадностью: появляется на
улицах красное домино, устраива-
ются маскарадные вечера. И в этом
маскарадном городе реальность
смешивается с горячечным бредом
революционера-мистика, где бред
кажется реальнее, чем явь.
Но маскарадность петербург-
ского мира - не веселая, не свет-
лая, искристая, а тяжелая, гнету-
щая, ибо она - предвестница гря-
дущих кровавых событий Ф ев-
ральской революции семнадцато-
го года.
Кстати, красное домино, кото-
рое трактуется исследователями
творчества А. Белого как символ
революции, неоднократно встреча-
ется и в его городской лирике, в
том числе в стихотворениях: «Вак-
ханалия»:
И огненный хитон принес,
И маску черную в кардонке.
..3
«На площади»:
Он в черной маске,
в легкой красной тоге.
И тога шелком
плещущим взлетела4.
«В летнем саду»:
Вдруг крылья ярко-красной тоги
Там кто-то над толпой вознес.
..
Над ним склонилось, пролилось
Атласами в сиянье алом -
Немое домино: и вновь,
Плеща крылом атласной маски,
С кинжала отирая кровь,
По саду закружилось в пляске5.
«Праздник»:
Обернулся: из-за пальмы
Маска черная глядит.
Плещут струи красной тальмы
В ясный блеск паркетных плит.
«Кто вы, кто вы, гость суровый -
Что вам нужно, домино?»
Но, закрывшись в плащ багровый,
Удаляется оно6.
«Маскарад»:
Гость: немое, роковое,
Огневое домино -
Неживою головою
Над хозяйкой склонено.
Чей-то голос раздается:
«Вам погибнуть суждено», -
И уж в дальних залах вьется, -
Вьется в вальсе домино
Только там по гулким залам -
Там, где пусто и темно, -
С окровавленным кинжалом
Пробежало домино7.
5 5
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 54 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст