уша Петербурга
И в стихотворениях, и в рома-
не А. Белого появление красного
домино связано с предвестием не-
счастья: с одной стороны - как над-
вигающихся революционных собы-
тий, с другой (в романе) - предве-
стием трагической судьбы главно-
го героя.
Вообще, в стихотворениях Ан-
дрея Белого очень редко встреча-
ются прямые описания города, но
в то же время петербургским на-
строением проникнуты многие его
произведения, как, например, сти-
хотворения «Вячеславу Иванову»
или «В альбом В. К. Ивановой»:
О том, как буду я с тоскою
Дни в Петербурге вспоминать,
Позвольте робкою рукою
В альбоме Вашем начертать.
О Петербург!
О Всадник Медный!.
.8
Где же здесь мрачная зловещ-
ность нелюбимого города? Хотя
лирическое настроение этих стро-
чек относится скорее не к городу, а
к друзьям, живущим в нем (Вера
Константиновна Иванова была
падчерицей друга А. Белого, Вячес-
лава Иванова).
Но вернемся к роману.
Поскольку Андрей Белый ин-
тересовался антропософским уче-
нием немецкого философа Шней-
дера, в романе нашла отражение его
мысль о том, что русским надо «ос-
терегаться двух соблазнов: матери-
ализма Запада и мистики Востока,
уже вступивших в сражение за
душу России». В «Петербурге» по-
стоянно упоминается
«желтая
опасность» - опасность «желтых
орд» с Востока, понимаемая авто-
ром как конец света. Возможно, 1
этот город и был интересен А. Бе-
лому как точка на стыке двух ми-
ров - западного и восточного, - и
даже, может быть, не как точка на
стыке Востока и Запада, а как «Во-
сток и Запад одновременно -
то есть весь мир»9, - по словам
Д. С. Лихачева, а возможно, и по-
тому, что, кроме того, Петербург
был центром, столицей огромной
Российской империи, центром и
административным, и культурным,
духовным. И в этом центре, как в
зеркале, отражались все измене-
ния и кризисы, волновавшие стра-
ну в это время.
Вообще-то в целом Петербург
- это одна загадка, загаданная три
века назад Петром, и полностью
разгадать эту загадку, как мне ка-
жется, не удастся никому, можно
только издалека, более или менее
близко приблизиться к ней. Петер-
бург невозможно полностью объяс-
нить и «разложить по полочкам».
.
И несмотря на то, что Андрей
Белый Петербург не любил, он это
понял и подчеркнул в своем изоб-
ражении города: его Петербург -
призрачный, туманный, постоянно
изменяющийся, бесконечный и
убегающий. Только попытаешься к
нему присмотреться - а он уже ра-
стаял, исчез, как мираж. Это - как
вода в реке, как огонь в камине.
Однако не узнать его нельзя, так
же, как нельзя не узнать огонь или
воду. Хотя Петербург А. Белого, на
мой взгляд, - это скорее не порт-
рет, а чувство, ощущение. Как ска-
зал сам поэт:
...Ты - тень теней.
..
1
Бальмонт К. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993.
2 Белый А. Петербург. М., 1999.
3 Белый А. Лирика. Минск, 2000.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
9 Лихачев Д. С. От редактора // Белый А. Петербург. М., 1981.
56
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 55 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст