уша Петербурга
Забытая м^иЗа
г
г
&
Судьба и творчество
В. Д. С ем еновой-Тян-Ш анской
С.
М. Грачева
Ю. В. Кравцова
Ушедший в историю ХХ век
оставил нам сотни ярких имен ху-
дожников, изменивших представ-
ление об искусстве и о жизни. Сре-
ди них многие уже хрестоматийно
знамениты, но есть и такие, кто,
оставаясь в тени, достойно состав-
лял своеобразный «второй план»
отечественного искусства, без ко-
торого его картина отнюдь не была
бы полной.
Судьба представительницы
одной из выдающихся петербург-
ских семей - Веры Дмитриевны
Семеновой-Тян-Шанской (1883-
1984) теснейшим образом пере-
плеталась с искусством своего вре-
мени. Имя ее сейчас почти забыто,
но в музеях Санкт-Петербурга,
Москвы, Липецка, Рязани хранят-
ся работы, отличающиеся многи-
ми замечательными качествами,
которые позволяют говорить о ее
даровании. Благодаря сохранив-
шимся в архивах документам мож-
но представить творческий путь
Семеновой-Тян-Ш анской, выя-
вить вклад ее семьи в развитие пе-
тербургского изобразительного
искусства1. Вероятно, обращение к
некоторым страницам ее творчес-
кой биографии и собственно к
произведениям поможет более
ярко представить и атмосферу ху-
дожественной жизни Петербурга
прошедшего столетия.
Семья Семеновых-Тян-Шанс-
ких внесла весомый вклад в разви-
тие русской культуры. Всем извес-
тно имя деда художницы - Петра
Петровича Семенова-Тян-Шанс-
кого - крупнейшего ученого, энто-
молога, географа, знаменитого об-
щественного деятеля и талантливо-
го коллекционера. Атмосфера и быт
большого и дружного семейства
способствовали раскрытию твор-
ческих способностей ее членов. В
их доме бывали известные предста-
вители петербургской художе-
ственной интеллигенции, устраива-
лись вечера, балы. С детства Вера
Дмитриевна оказалась в гуще ярких
событий художественной жизни
Петербурга. Эмоционально напи-
санные страницы ее воспоминаний
передают атмосферу петербургской
жизни первой половины ХХ века.
В начале 1900-х годов Веру
Дмитриевну определили в Елиза-
ветинский институт, где она увлек-
лась игрой на фортепиано, мечта-
ла стать музыкантом. В те же годы
у нее проявился и талант живопис-
ца. Каждое лето с 1903 по 1913 год
Вера Дмитриевна жила у деда и
бабушки в селе Гремячке Рязанс-
кой губернии. Особенно много
времени Вера Дмитриевна прово-
дила с дедом, который оказал боль-
шое влияние на формирование ее
художественных вкусов. «Обще-
ние с дедом послужило началом
моего художественного образова-
ния, а также общего образования»,
- скажет она, спустя многие деся-
тилетия2. Она записывала под дик-
товку мемуары деда «Путешествие
в Тянь-Шань», помогала ему раз-
бирать разнообразную корреспон-
денцию как на русском, так и на
иностранных языках.
Находясь в Петербурге, Вера
Дмитриевна с детских лет помога-
ла Петру Петровичу в работе по
систематизации картин его собра-
ния голландской живописи, гравюр
и
фотографий
коллекции.
П. П. Семенов-Тян-Шанский зани-
мался формированием собрания
нидерландской живописи более по-
лувека, начиная с 1861 года. Идея
собирательства родилась у него еще
в юности после посещения музеев
Западной Европы. Шестьдесят лет
неустанных поисков дали значи-
тельный результат - произведения
крупнейших нидерландских масте-
ров оказались в собрании ученого.
Он стремился приобретать уни-
кальные вещи, которые не имели
аналогов в других музеях. В начале
ХХ века эта коллекция была под-
робно описана самим владельцем в
каталоге собрания и изданном на
русском и французском языках
труде по истории нидерландской
живописи3. Изучение и атрибуция
неизвестных картин были во мно-
гом главным стимулом коллекцио-
нерской деятельности Петра Петро-
вича. Важно подчеркнуть, что со-
брание его было доступно как для
ученых исследователей, так и для
любителей искусства.
Вся коллекция - 750 картин
западноевропейских мастеров, не-
сколько тысяч ценных гравюр и
офортов, фотоснимков - была за-
вещана Эрмитажу и передана в
музей после смерти владельца, в
1914 году. Расставание с коллекци-
ей Петра Петровича тяжело пере-
живалось всеми членами семьи.
Вера Дмитриевна вспоминала,
сколько равнодушия и даже бесце-
ремонности было со стороны при-
нимавших эту бесценную коллек-
цию4, а ведь собрание представля-
ло огромный научный интерес5.
Художественная
коллекция
П. П. Семенова-Тян-Ш анского
бесценна, ее значение велико и сей-
час: и для Эрмитажа, и для России
в целом. Сегодня стоит не только
вспомнить имя этого коллекционе-
ра, но и по достоинству оценить
вклад всей этой уникальной семьи
в культуру Петербурга6.
Общение с дедом и его увлечен-
ность искусством определили во
многом и судьбу Веры Дмитриев-
ны. В 1909-1910 годах она обуча-
лась в школе Общества поощрения
художеств и занималась рисунком
и
живописью
в
мастерской
Д. Н. Кардовского и О. Э. Браза. Не
так много материалов сохранилось
о
деятельности
мастерской
Д. Н. Кардовского, поэтому воспо-
минания Семеновой-Тян-Шанс-
кой, в которых она пишет о твор-
ческом методе учителя и о его ра-
боте с воспитанниками, чрезвычай-
но важны. Вера Дмитриевна вспо-
минала: «Как учитель он мне много
57
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 56 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст