уша Петербурга
58
дал в смысле рисунка, он говорил,
надо сначала оболванить голову, то
есть дать общую форму. Это очень
важно в рисунке, чтобы даже одна
линия уже давала форму, а не про-
сто контур»7. Обучение в мастерс-
кой Д. Н. Кардовского заметно по-
влияло на творчество Веры Дмит-
риевны, ее профессионализм. Как
известно, Кардовский ставил це-
лью дать своим ученикам прежде
всего прочные основы профессио-
нальной грамотности: знание плас-
тической анатомии, первоклассное
мастерство рисунка, законы компо-
зиционного построения полотна и
многое другое. К сожалению, мно-
гие работы художницы того перио-
да пропали в годы революции и
Гражданской войны, поэтому мы не
можем в полной мере представить
ранний этап ее творчества.
В те годы она начала участво-
вать в выставках. На выставку «Ри-
сунка и эстампов», проходившую
в Академии художеств в 1909-
1910 годах, художница по совету
Кардовского представила портрет
деда. Вот строки из воспоминаний
Веры Дмитриевны, описавшей
внешность Петра Петровича: «Он
во все возрасты был очень интере-
сен, но из жгучего, смуглого брю-
нета сделался белым, с нежной про-
зрачной кожей, стариком. Его пре-
красный высокий лоб теперь пере-
ходил в идеальный, классической
формы череп, окаймленный белы-
ми, серебристыми кудряшками на
затылке. С точки зрения антропо-
логии его череп являлся образцом.
Меняющееся выражение лица его,
то сосредоточенное, то освещенное
внутренним огнем, было так выра-
зительно. Я изучила все морщин-
ки, все складки, движения его губ,
его кудряшки и его руки - старчес-
кие, мягкие, со множеством синих
жилок под тонкой кожей»8.
Характерная фигура П. П. Се-
менова-Тян-Шанского не раз при-
влекала к себе внимание художни-
ков. Вере Дмитриевне посчастли-
вилось присутствовать на сеансах
И. Е. Репина, делавшего с деда пор-
трет для «Торжественного заседа-
ния Государственного совета», и
В. А. Серова, также писавшего с него
портрет9. О последнем она пишет в
своих воспоминаниях: «Я попроси-
ла у Серова разрешения присут-
ствовать при его сеансе и сидела
тихонько на диване сзади него, бо-
Портрет
П. П. Семенова-Тян-Шанского.
1909 г (Б., уг, 45х38)
ясь шевельнуться, так как Серов как
будто сердито сопел и не только не
перекидывался с дедом словом, но
и не позволял ему даже шевелить-
ся. Поэтому на рисунке дед вышел
усталым, с необычным для него вы-
ражением лица. Что еще портило
- это пенсне, которое дед носил
редко. Работал Серов над этим ри-
сунком несколько раз и сразу ухо-
дил, как кончался сеанс, дливший-
ся часа два. Меня удивляло, что Се-
ров не оставался поговорить с де-
дом, а как художник и сын своего
отца - композитора, с которым дед
был хорошо знаком в молодости, у
них могли бы быть интересные раз-
говоры»10.
Портрет А. Ф. Керенского
Вера Дмитриевна в своем ри-
сунке создала более камерный и
знакомый именно ей образ мудро-
го старца, весь облик которого, а
особенно - глаза, наделены боль-
шой человеческой теплотой. Она
объемно смоделировала форму го-
ловы при помощи «живописного»
рисунка в духе лучших традиций
реалистического искусства, ис-
пользуя мощную светотень. «Я
очень стеснялась показывать деду
свои этюды, рисунки, и даже порт-
рет его углем я делала украдкой,
под столом держа альбом, когда он
увлеченно беседовал с кем-то», -
вспоминала художница11.
В предреволюционные годы
Семенова-Тян-Шанская выполни-
ла еще ряд портретов известных
личностей,
в
том
числе
-
М. В. Родзянко и А. Ф. Керенско-
го. Эти работы демонстрируют не-
заурядную способность художни-
цы точно раскрывать характерис-
тики своих моделей через внешнее
и внутреннее сходство. К тому же
они сейчас имеют и историческую
ценность - как свидетельства сво-
его времени.
Портрет М. В. Родзянко
Вера Дмитриевна была актив-
ной участницей ежегодных выста-
вок «Нового общества художни-
ков». К 1910 году это было уже сло-
жившееся художественное объе-
динение. Деятельность общества,
основанного в конце 1903 года вы-
пускниками Академии художеств,
преимущественно
учениками
И. Е. Репина и А. И. Куинджи, ог-
раничилась устройством десяти
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 57 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст