уша Петербурга
выставок. Председателем обще-
ства стал Д. Н. Кардовский. Вера
Дмитриевна принимала участие
практически во всех выставках, ус-
траиваемых обществом, но после
десятой выставки в 1917 году дея-
тельность общества фактически
прекратилась.
Революционные события в об-
ществе и государстве стимулиро-
вали перемены в художественном
мышлении. Так, Вера Дмитриевна
писала в своих воспоминаниях об
этом напряженном периоде: «Ли-
тература, музыка, изобразительное
искусство в это время были на пе-
репутье <.
..> Время было чрезвы-
чайное и требовало всех тем или
иным путем искать, находить и
строить новое в жизни. Это был
гребень волны, вздыбивший океан-
море и разбивавший беспощадно
все, что попадало под его удары,
нужно было увидеть вдали маяк и
направить к нему свои паруса, ми-
нуя шквалы, надо было спасать
ценный груз корабля, пустившего-
ся в бушующее грозное море. А
сколько было нелепых крайностей!
Сколько вреда нанесено было па-
мятникам культуры, безвозвратно
растерянным в вихре урагана!» Как
художник, она остро воспринима-
ла все происходившее: «Новая
жизнь с трамваями и машинами
ворвалась в города, разрушила
ритм движения, наполнила грохо-
том улицы <.
..> Естественно, вос-
приятие
окружающего
нового
мира не могло не отразиться и не
повлиять на формы искусства, по-
эзию, музыку»12. Спустя годы Вера
Дмитриевна в своих воспоминани-
ях пыталась понять и осознать тот
шквал революционных событий,
который обрушился и на саму
жизнь, и на искусство.
Каждый серьезно относящийся
к делу художник оказывался перед
выбором, находя для себя тот путь,
который соответствовал его талан-
ту, поэтическому мировосприятию,
человеческой и жизненной позиции.
Вера Дмитриевна писала: «Это было
мучительное, почти болезненное со-
стояние - искание способов выра-
жения новых, возникавших форм
жизни. В одних случаях это иска-
ние было естественно, искренно, в
других - это была лишь экстраваган-
тность, желание выскочить из обы-
денного, привычного, потрясти граж-
дан. Война создала еще большие и
глубокие психологические измене-
ния человеческого сознания, а рево-
люция заставила пересмотреть весь
культурный багаж и большей частью
отказаться и уничтожить его»13.
Развитие
художественной
жизни 1920-х годов продолжалось
в русле деятельности многочислен-
ных объединений и группировок,
которые создавались на разных
идейных платформах, распадались,
сливались, меняли имя, объявля-
ли об изменениях в своих програм-
мах. Чтобы быть причастной к
творческому процессу и иметь воз-
можность участвовать в разнооб-
разной художественной деятель-
ности, Вера Дмитриевна в 1924
году вступила в члены «Общины
художников».
В личном фонде художницы
сохранился план работы этого об-
щества на 1925 год, что позволяет
более детально представить карти-
ну деятельности «Общины худож-
ников» и выявляет ряд интересных
моментов14. В частности, членами
общины ставилась задача создать
«Единое общество Ленинградских
художников» совместно с други-
ми художественными объединени-
ями. Возможным подтверждением
выполнения поставленной задачи
может служить тот факт, что в 1930
году община, объединившись с
Обществом им. Куинджи, Обще-
ством живописцев и Обществом
художников-индивидуалистов,
образовала новое объединение -
Цех художников. Перед членами
общества стояла проблема матери-
ального обеспечения художников,
в связи с чем предполагалось орга-
низовать общество «Красный ме-
ценат». В общине разрабатывались
принципы своеобразного тестиро-
вания труда художников, а с 1925
года возникла проблема устрой-
ства художественных конкурсов с
денежными премиями.
В 1920-е годы художницей
было создано много произведений
пейзажного жанра. Одно из них -
«Выгрузка дров на Неве в Ленин-
граде» выполнено в 1927 году. Ма-
стера разных эпох воплощали в
своих произведениях и события
исторические, свершавшиеся на
невских берегах, и повседневность
быта, и величественную неповто-
римость архитектурного облика
Северной Пальмиры. Как и у мно-
гих художников, Ленинград в
творчестве Семеновой-Тян-Шан-
ской занимал особое место. В этой
работе представлен один из видов
у моста Лейтенанта Шмидта. Не-
смотря на изображение петербур-
гских парадных черт, в пейзаже
присутствуют элементы бытовиз-
ма и некоторой жанровости, что
придает ему своеобразную камер-
ность и лиричность. Этот эффект
поддерживается приемами прими-
тивизма или упрощения, что свя-
зано с неким отходом от неоклас-
сицизма и реалистических при-
емов школы Кардовского, возмож-
но именно это является свидетель-
ством появления индивидуально-
го стиля.
В тяжелое послереволюцион-
ное время художникам приходи-
лось думать не только о творчес-
ких успехах, но и о хлебе насущ-
ном. Многие из них вынуждены
были искать работу, чтобы обеспе-
чить себе и своим семьям сносное
существование. В 1925 году Вера
Дмитриевна поступила на работу
в Эрмитаж. В 1925-1930-х годах
она разрабатывала экскурсии в
Эрмитаже, одновременно учась и
заканчивая Государственный ин-
ститут истории искусств. Там ее
педагогами были известные уче-
ные, связанные с Русским музеем
и Эрмитажем.
В воспоминаниях художница
писала о состоянии коллекции деда,
завещанной Эрмитажу, о собствен-
ном методе разработки и проведе-
ния экскурсий, приводила ряд ин-
тересных фактов, связанных с дея-
тельностью музея в 1920-е годы,
перечисляла имена педагогов и на-
звания курсов, которые они чита-
ли. Исходя из этого перечисления,
можно судить об учебной програм-
ме
отделения
экскурсоводов:
«О. Вальдгауер “История антично-
го искусства до персидских войн”,
“Практические занятия по антич-
ной скульптуре”; Н. Пунин “Новое
искусство Франции”; М. Каргер
“Древнерусское
искусство”;
И. Соллертинский “Философия”;
Б. Фармаковский “Прикладное ис-
кусство”; “Музееведение”; Н. Флит-
тнер “История древнего Востока”;
Д. Шмидт “История голландской и
фламандской живописи”»15. Учеба
в институте и работа в Эрмитаже
поглощали много времени, поэтому
Вера Дмитриевна в тот период мало
занималась живописью.
59
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 58 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст