уша Петербурга
60
К сожалению, идеологические
установки нового правительства
коснулись и деятельности экскур-
соводов. Как вспоминала Семено-
ва-Тян-Шанская, экскурсоводам
было настоятельно рекомендовано
ввести в свой рассказ «пропаганду
колхозов». Но все же для худож-
ницы «общение с группами состав-
ляло громадное удовлетворение и
чем неискушеннее была группа,
тем было увлекательнее возбудить
в ней интерес к явлениям различ-
ных эпох, отраженным в произве-
дениях искусства»16.
В 1932 году Вера Дмитриевна
стала членом Ленинградского союза
художников. Как и в Союзе совет-
ских художников, так и в ЛССХе
руководство было «избрано» по
спискам, заранее составленным и
утвержденным высшими партий-
но-государственными инстанция-
ми, а художников отбирали по ка-
тегориям. Вот что об этом писала
Вера Дмитриевна: «Я прошла по
второй группе (была еще и третья),
но в выборах в группы выявились
все отрицательные стороны челове-
ческой борьбы за место - хорошие
художники оставались за бортом, а
бездарные ловкачи занимали вер-
хи»17. Под «соответствием художе-
ственной профессии» прежде все-
го понималась политическая «на-
дежность». Если человеческие ка-
чества художника не соответство-
вали этому критерию, его не при-
нимали в Союз художников или
даже исключали из него.
«Многие художники, - писала
Семенова-Тян-Шанская, - не бу-
дучи свидетелями этих событий,
прибегли к помощи фотографий.
Это сразу же отразилось на про-
фессиональном качестве работ.
Сам Бродский прекрасный худож-
ник, имевший лицо в своих рабо-
тах, стал делать скучные, невыра-
зительные картины, точные фото-
графически и совершенно потеряв-
шие все живописные достоинства
прежних работ. Был провозглашен
“соцреализм”, который надолго
изгнал все свежие, молодые побе-
ги в искусстве 30-х годов»18. Но-
вый стиль в советском искусстве
она так и именовала «фотореа-
лизм» или «бродскизм».
Фактически труд многих ху-
дожников приравнивался к уров-
ню ремесленников, тиражировав-
ших свои работы. В связи с этим
любопытен факт, который Вера
Дмитриевна приводила в своих
воспоминаниях. В 1937 году к ней
пришел посланец от И. Бродского
с предложением работать в его ма-
стерской, но она отказалась. Свой
отказ от такой работы Вера Дмит-
риевна мотивировала следующим:
«Это опять терять свое “я ”, да к
тому же писать так фотореалистич-
но мне просто претило»19.
Трагедией жизни многих дея-
телей культуры в те годы было то,
что независимо от эстетических и
социальных предпочтений они
были «колесиками и винтиками»
социальной системы и «разрешен-
ной» культуры, которая их породи-
ла и поглотила. С болью и сожале-
нием писала Вера Дмитриевна о
том, что «мало кто сохранил себя, а
большей частью и не проявил себя,
подчинившись общему, свыше дик-
туемому направлению». Ошибкой
было бы считать, писала она, что
«такое “искусство” доходчивее
“массам”, что главное в картине рас-
сказ, повествование, агитка, почти
протокол, а какое-либо свое вос-
приятие художником, живописные
приемы, т. е. искусство - совершен-
но изгонялось.
.. Само слово “эсте-
тика” было изгнано, об искусстве
“Мира искусств” нельзя было и го-
ворить. Дошло до того, что когда
организовавшееся “Ленизо” - соб-
ственно промышленное предприя-
тие, заказывавшее портреты вождей
маслом, сухой кистью, тематичес-
кие картины, а иногда (уже!) натюр-
морты - и пропускавшее эту про-
дукцию через множество советов и
цензуру, называвшуюся Горлитом,
- создавало общий шаблон, и ху-
дожники, окончательно потеряв
свое лицо, “шпарили” по шаблонам
и фотографиям портреты, копиро-
вали по утвержденным образцам.
Обычно, представляя на утвержде-
ние Горлита свои работы, художни-
ки были ни живы, ни мертвы от
волнения и возможных провалов
их работ, от которых зависело их
существование.
Вкус был поро-
ком.
Образовалось как бы два ис-
кусства - одно для “масс”, а другое
для кого - но оно пробивалось с тру-
дом из-под тяжелой лапы “советов”
и “горлита”. На современные рево-
люционные темы было мало созда-
но работ, которые своими живопис-
ными достоинствами могли бы зах-
ватывать зрителя. »20.
Вере Дмитриевне Семеновой-
Тян-Ш анской не было суждено
стать официальным живописцем,
она осталась в стороне от магист-
ральных линий развития искусст-
ва. Больше всего ее привлекали
пейзажный и портретный жанры,
писала она и натюрморты, очень
много сделала в области оформи-
тельского искусства. За свою дол-
голетнюю творческую жизнь она
создала большое количество про-
изведений.
С 1933 по 1936 годы Вера
Дмитриевна работала старшим ху-
дожником-оформителем Музея
антропологии и этнографии Ака-
демии наук в отделе Азии и Север-
ной Америки. Ею было сделано
более 50 работ по оформлению эк-
спозиции. Вера Дмитриевна писа-
ла: «.за три года работы в музее я
многому научилась, так как мне
пришлось исполнять чисто офор-
мительские работы, руководить
столярными, муляжными работа-
ми, электрификацией. Делать чер-
тежи, планы, карты, диаграммы и
шрифты, скульптуры»21. В 1930-е
годы Вера Дмитриевна много за-
нималась оформительской дея-
тельностью, к которой она относи-
лась чрезвычайно серьезно, считая
ее нисколько не обидной для про-
фессионального художника.
С 1925 года Вера Дмитриевна
регулярно представляла свои твор-
ческие работы на разных выстав-
ках ленинградских художников, а
в 1939 году в Центральном доме
работников искусства (Ц Д РИ )
состоялась ее первая персональная
выставка из 72 работ.
Особая страница в ее биогра-
фии - военные годы. Вера Дмит-
риевна принимала активное учас-
тие в подготовке к эвакуации ху-
дожественных ценностей Эрмита-
жа, в сохранении других памятни-
ков петербургской культуры. Не-
смотря на тяготы и трагедии воен-
ных лет, потерю близких, она ин-
тенсивно работала как художник:
делала портреты и зарисовки бой-
цов и командиров, продолжала
оформительскую деятельность.
Сразу после снятия блокады тру-
дилась в пригородах Ленинграда,
запечатляя в небольших пейзаж-
ных зарисовках последствия воен-
ной разрухи. Эти акварельные
пейзажи, часть из которых хранит-
ся в Центральном государственном
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 59 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст