уша Петербурга
архиве литературы и искусства
Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб.),
являются важным историческим
свидетельством.
В послевоенные годы Вера
Дмитриевна много работала и как
живописец, и как график, отдавая
по-прежнему предпочтение порт-
ретному и пейзажному жанрам.
Знакомство с Г. С. Улановой, А. Я.
Вагановой, увлечение их творче-
ством породило целую серию гра-
вюр, литографий, живописных по-
лотен, посвященных балету. «Пор-
трет А. Вагановой в классе Ленин-
градского хореографического учи-
лища» был выполнен в 1947 году.
Это попытка создать портрет-кар-
тину, с соблюдением всех требова-
ний подобного рода произведений.
На нем изображена сидящая в ве-
личественной позе Ваганова, кото-
рая ведет занятие в балетном клас-
се. Уже немолодая женщина полна
величия и особой, только ей свой-
ственной грации. За спиной у нее -
зеркало, в котором отражается
пространство класса и находящие-
ся в нем ученицы. Отдавая дань
времени, Семенова-Тян-Шанская
соблюдает почти академические
каноны в построении композици-
онного пространства. Однако пор-
трет привлекателен тем, что в нем
сохранилось эстетское изящество
в отношении к искусству, свой-
ственное рубежу Х1Х-ХХ веков. И
даже некоторые неточности живо-
писного решения искупаются ис-
Агриппина Ваганова в классе
Ленинградского
хореографического училища.
1947 г (Х., м.)
кренним восхищением и преклоне-
нием перед талантом великой ба-
лерины и педагога.
Совсем иначе решен образ Га-
лины Улановой. В небольшой гра-
фической работе Семеновой-Тян-
Шанской она - молодая, одержи-
мая романтическими мечтами жен-
щина, талант которой обладает осо-
бой, интеллектуальной энергией.
Не случайно выбрана и поза для
этого портрета: Уланова увлечена
чтением. В некоторой незавершен-
ности портрета и даже в слегка при-
митивистской манере рисунка есть
та особая искренность и грация, ко-
торые выделяют его среди многих
других официозных портретных
произведений 1950-х годов.
В 1960-х годах, будучи уже в
преклонном возрасте, Вера Дмит-
риевна начала работу по восста-
новлению мемориального комп-
лекса усадеб, принадлежавших
Семеновым-Тян-Шанским, архи-
тектуры и культуры в Рязанской и
Липецкой областях. Она добилась
организации мемориального музея
своего деда в селе Гремячка Рязан-
ской области, куда в 1978 году пе-
редала свою библиотеку и обста-
новку, в том числе вещи, принад-
лежавшие ее деду.
Творческий путь художницы
еще не исследован, но из усилий
Галина Уланова на даче.
1955 г (Б., цв. литогр. 45х36)
таких, как она, мастеров склады-
вался фундамент российского ис-
кусства ХХ века. И пусть ее имя не
вошло в хрестоматии и учебники,
может быть, кто-то, взглянув на ее
негромкие произведения, вновь
ощутит ностальгию по безвозврат-
но утраченной эстетике начала
ХХ века, верность которой сохра-
няла В. Д. Семенова-Тян-Шанская
на протяжении всей своей долгой
жизни.
1
Личное дело В. Д. Семеновой-Тян-Шанской хранится в ЦГАЛИ СПб.: Семено-
ва-Тян-Шанская В. Д. (1888-1985). Ф. 116 (3932). Д. 1-29. 1905-1970 гг.
Воспоминания художницы частично опубликованы. См.: Конькова В. В. «Мы
мечтали человечеству послужить для его счастья и мира»: Из воспоминаний худож-
ницы В. Д. Семеновой-Тян-Шанской-Болдыревой / / Люди и судьбы на рубеже ве-
ков: Воспоминания, дневники, письма. 1895-1925. СПб., 2000.
2
ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 5. Д. 193. Л. 21.
3 Etudes sur les peintres des ecoles hollandaise, flamande et néerlandaise qu’ on trouve dans
la collection Semenov et les autres collection publiques et privees de St. Petersbourg, 1906.
4 ЦГАЛИ СПб. Ф. 116. Оп. 1. Д. 13. Л. 30; Д. 11. Л. 135.
5 Калиничева И. Б. П. П. Семенов-Тян-Шанский - коллекционер и знаток нидер-
ландской живописи / / Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 2. История, языкознание,
литературоведение. 1996. № 1. С. 103-106.
6 Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге. 1703-1917. СПб., 1995.
7 ЦГАЛИ СПб. Ф. 116. Оп. 1. Д. 11. Л. 127.
8 Там же. Л. 125.
9 Портрет П. П. Семенова-Тян-Шанского, сделанный В. Серовым в 1905 г., нахо-
дится в собрании Государственного Русского музея. См.: В. Серов. К 125-летию со
дня рождения. Л., 1991. С. 150-151.
10 ЦГАЛИ СПб. Ф. 116. Оп. 1. Д. 11. Л. 24.
11
Там же. Л. 141.
12 Там же. Д. 14. Л. 31.
13 Там же.
14 Там же. Д. 27. Л. 19.
15 Там же. Д. 14.
16 Там же. Л. 40, 41, 56.
17 Там же. Л. 12.
18 Там же. Л. 17.
19 Там же. Л. 20.
20 Там же. Л. 17-19.
21
Там же. Л. 77.
61
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 60 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст