уша Петербурга
К
и
с
т
о
рии русского
пр
оте
с
тантп
З
ма.
Лидер евангельского движения И. С. Проханов
и его деятельность в Петербурге-Петрограде
В.
А. Бачинин
6 2
Русское евангельское движе-
ние составило важную главу в ре-
лигиозно-гражданской
жизни
России конца XIX - начала XX ве-
ков. Волею обстоятельств оно ока-
залось тесно связано с Петербур-
гом. Возникшее в 1870-е годы, оно
прошло через два важных периода
- аристократический и демокра-
тический. Первый был связан с
приездом в Россию английского
миссионера лорда Г. Редстока, с его
проповедями в великосветских
салонах аристократического Пе-
тербурга. Десятки столичных ари-
стократов, обладателей княжеских
и графских титулов перешли тог-
да из православия в протестантизм.
Среди них были известный богач,
владелец миллионного состояния,
отставной гвардейский полковник
В. А. Пашков, граф М. М. Корф,
министр путей сообщения граф
A.
П.
Бобринский,
княгиня
B. Ф. Гагарина, княгиня Н. Ф. Ли-
вен,
вдова
генерал-адъютанта
Е. И. Черткова (урожденная гра-
финя Чернышева-Кругликова),
дочь
поэта
Дениса
Давыдова
Ю. Д. Засецкая, графиня Е. И. Шу-
валова и другие.
После отъезда Редстока заро-
дившееся евангельское движение
возглавил В. А. Пашков. В конце
1870-х годов большие залы столич-
ных особняков, предоставляемые
их владельцами для молитвенных
собраний, вмещали уже многие
сотни, а в отдельных случаях и ты-
сячи желающих услышать еван-
гельские проповеди. Это вызвало
беспокойство царского двора и
Синода, что, в свою очередь, при-
вело к высылке Пашкова и Корфа
в 1884 году за пределы страны. Но
евангельское движение (его иног-
да называли движением «пашков-
цев») уже невозможно было пога-
сить. Успевшее распространиться в
Петербурге и по многим губерни-
ям России, оно вскоре нашло сво-
его нового лидера. Им стал Иван
Степанович Проханов.
Человек, одаренный многими
талантами, он был замечательным
проповедником Евангелия, хрис-
тианским мыслителем, поэтом,
выдающимся организатором. Все
эти дарования позволили ему
стать признанным лидером рос-
сийского евангельского движения
и возглавлять его в течение не-
скольких десятилетий, вплоть до
начала 1930-х годов.
Иван Проханов родился в 1869
году в крестьянской семье. Его ро-
дители были молоканами, пересе-
лившимися из Саратовской губер-
нии во Владикавказ.
Раннеевангельское движение
молокан оформилось в русском
духовном христианстве в 1760-
1770 годах. Название «молокане»
имеет две версии своего проис-
И. С. Проханов с сыновьями
хождения. Первая гласит, что оно
возникло из-за того, что сами бо-
гоискатели взяли за основу образ
Библии как «духовного молока,
коим окормляется человеческая
душа». Также особо были приня-
ты во внимание слова апостола
Петра: «Как новорожденные мла-
денцы возлюбите чистое словес-
ное молоко, дабы от него возрасти
вам во спасение» (1 Пет. 2, 2). Со-
гласно другой версии, православ-
ные верующие стали называть мо-
локан таким образом за употреб-
ление теми молока в постные дни.
Главная черта молоканского
вероучения заключалась в том, что
для молокан единственным источ-
ником веры является Священное
Писание, содержание которого
следует понимать духовно. Но по-
добное понимание доступно толь-
ко людям, просвещенным Богом.
Новый Завет признавался моло-
канами средоточием абсолютной
истины.
Уровень грамотности среди
молокан был значительно выше,
чем в среднем по России. Они от-
вергли все, что было связано с вне-
шним поклонением Богу, и утвер-
ждали, что Ему следует поклонять-
ся духом. Во время молений спе-
циальные чтецы читали Святое
Писание, затем пресвитер, возглав-
лявший религиозную общину, про-
износил проповедь, певчие пели
псалмы Давида, а все остальные им
вторили. Несколько раз во время
богослужения все участники со-
брания становились на колени и
молились.
Молокане отвергали алкоголь
и курение, признавали посты. При
этом только один пост на Страст-
ной неделе считался обязательным,
а в остальное время каждый уста-
навливал себе посты сам, если нуж-
дался в «укреплении духа».
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 61 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст