уша Петербурга
Молокане считали, что истин-
но духовным христианам не нуж-
ны светские законы и суды. Тем не
менее они признавали государ-
ственную власть над собой, считая,
что она от Бога. Видя в царе пома-
занника Божия, они с готовностью
молились за него. При этом они
отрицательно относились к армей-
ской службе и к войне и старались
уклоняться от участия в них.
Характерен тот факт, что когда
в России начали появляться пер-
вые русские протестанты, возник-
ло религиозно-гражданское дви-
жение евангельских христиан, то в
него вошли, а также его возглави-
ли многие бывшие молокане.
Притесняемые светскими и
церковными властями, молокане
претерпели много лишений, твер-
до храня свою верность Христу.
Отец Проханова и его братья были
высланы из Владикавказа в селе-
ние Гирусы, располагавшееся в
труднодоступных бесплодных ме-
стах горной Армении. Их судьба не
была исключением: тысячи еван-
гельских христиан, духоборов,
штундистов, баптистов, исповеду-
ющих распятого и воскресшего
Христа, томились в отдаленных ре-
зервациях. Никому не причиняв-
шие зла, далекие от всех видов дес-
труктивной деятельности, желав-
шие только одного - жить по Еван-
гелию, - они могли бы принести
большую
пользу
России.
Но
Синод, возглавляемый в то время
К. П. Победоносцевым, не позволил
им свободно и беспрепятственно
разбрасывать семена христианско-
го просвещения по русской земле.
В 1888 году Иван Проханов
окончил владикавказское реаль-
ное училище и в возрасте девят-
надцати лет поступил в Петербур-
гский технологический институт,
выдержав конкурс, составлявший
6 человек на одно место.
В Петербурге Проханов стал
посещать евангельские собрания
«пашковцев» у графини Е. И. Шу-
валовой и княгини Н. Ф. Ливен.
Он познакомился с писателем
Н. С. Лесковым и философом
Вл. С. Соловьевым. Позднее он так
писал о своем посещении Владими-
ра Соловьева: «В самую темную
эпоху Победоносцева Соловьев та-
лантливо и вдохновенно писал о не-
обходимости свободы совести. В
жизни он был аскетом. Помню, как
Обер-прокурор Святейшего
Синода К. П. Победоносцев
мне пришлось посетить Владимира
Соловьева в одном доме на Возни-
чьем проспекте, где он, за невозмож-
ностью легального проживания в
столице, остановился у своих зна-
комых. Он помещался в почти пус-
той комнате, где имелся только
стол, два стула и подобие кровати,
ибо на ней не было подушки, а толь-
ко слегка покрытые доски. Мне ска-
зали, что он всегда живет таким
образом. Наружность у него была
импозантная: львиная голова, высо-
кий рост, вдохновенное лицо. Не-
даром этой наружностью был так
поражен француз Мелькиор де Во-
гюэ.
Богословские
сочинения
В. Соловьева оставили живой след
в жизни интеллигенции»1.
В этот период произошло зна-
комство Проханова с Л. Н. Толстым.
В 1893 году он посетил Ясную По-
ляну, а в марте 1895 года отправил
от Петербургской общины еван-
гельских христиан письмо Толсто-
му с просьбой публично высказать-
ся об отношении властей к христи-
анам неправославного исповедания.
Ответом Толстого на эту просьбу
явилась его статья «Гонения на хри-
стиан в России в 1895 году».
После окончания технологи-
ческого института Проханов ощу-
тил острую потребность в получе-
нии фундаментального богослов-
ского образования. Поэтому во
второй половине 1890-х годов он
на время покидает Петербург. Не-
сколько лет он провел в Европе,
учился в Бристольском баптистс-
ком колледже, в Лондонском ин-
ституте конгрегационалистов. В
Берлинском университете на бого-
словском факультете он слушал
Гарнака и Пфлейдерера, в Сорбон-
не посещал лекции по протестант-
ской теологии.
Европейские впечатления, так
не похожие на российские, обога-
щают Проханова новым социаль-
но-религиозным опытом. Вот как
он пишет о нем В. А. Пашкову, жив-
шему в то время в Париже: «Здесь
я был поражен фактом, что разно-
образие мнений относительно вто-
ростепенных вопросов не разруша-
ет, а прямо придает прелесть духов-
ному единству различных обществ
евангельского христианства. Это
мне открыло глаза на ту истину, что
во главу деятельности христиан
прежде всего должны быть поло-
жены не догматические определе-
ния веры, способные возводить
рамки, но требования любви Хри-
стовой, которая больше всего и
выше всяких перегородок, которая
только одна есть источник силы
Церкви на земле. Таким опытом я
выведен был на путь понятий хри-
стианской свободы»2.
Проханов имел возможность
убедиться, что по моральной чис-
тоте протестантские страны выше
других стран и что основанием это-
го являются евангельские пропове-
ди и чтение Библии на собраниях
и в семьях, чему католическая и
православная
церкви
отводят
Студент И. С. Проханов.
Санкт-Петербург
6 3
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 62 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст