уша Петербурга
64
очень мало места. Он вернулся в
Россию с твердым убеждением,
что только свободно возвещаемое
Евангелие
способно
изменить
жизнь России к лучшему.
Возвратившись
в
Россию,
Проханов далеко не сразу получил
возможность обосноваться в сто-
лице империи. Только в 1901 году
он поселился в Петербурге, где по-
ступил на тормозной завод Вес-
тингауза. Как высококвалифици-
рованный инженер, он получил
должность заведующего техничес-
ким отделом и принял самое не-
посредственно участие в создании
трамвая и в организации городс-
кого трамвайного движения.
И. С. Проханов с группой
молодых инженеров фирмы
Вестингхауза.
Санкт-Петербург
Профессиональная деятель-
ность не помешала Проханову ак-
тивно включиться в евангелиза-
ционную деятельность. Будучи та-
лантливым поэтом, он написал
большое количество евангельских
гимнов. Составив из них сборник,
Проханов издал его тиражом в
20 тысяч экземпляров в петербур-
гской типографии Министерства
внутренних дел, располагавшейся
на Фонтанке.
На этом отношения Прохано-
ва с российским МВД не закон-
чились. Когда в августе 1904 года
Николай II назначил князя Свя-
тополк-Мирского новым мини-
стром внутренних дел, тот сразу
же обнаружил интерес к вопросам
религиозной жизни. К руководи-
телям духовных движений было
направлено обращение с просьбой
предоставить обстоятельную ин-
формацию о религиозной ситуа-
ции в стране. В ответ И. С. Проха-
нов вместе с двумя соратниками,
В. В. Ивановым и П. И. Кушнеро-
вым, отправили министру анали-
тическую «Краткую записку о
возникновении
евангельского
движения в России». В ней они
писали о том, что евангельские
христиане с уважением относят-
ся к православной церкви и ко
всем прочим церковным органи-
зациям. Они ни с кем не вражду-
ют, а желают только одного - что-
бы свет Евангелия проникал в сер-
дца граждан России.
В «Записке» содержалось по-
желание принятия закона о рели-
гиозной свободе. «Этот закон, -
писали Проханов и его товарищи,
- должен быть изменен таким об-
разом, чтобы в пределах Российс-
кой империи под скипетром все-
милостивого государя императора
из-за религии русским людям
(раскольникам вообще и евангель-
ским христианам в частности) не
чинилось стеснений ни в деле сво-
бодного присоединения к какой
угодно религиозной общине, ни в
делах выдачи паспортов с желае-
мым для них вероисповедным наи-
менованием, ни в деле записей
браков, рождений и смертей, ни в
деле устройства молитвенных до-
мов, поступления на государствен-
ную и общественную службу, что-
бы отбирание детей, имений, наси-
лия и ссылки были невозможны,
чтобы на всем пространстве Рос-
сийской империи с этого дня не
оставалось ни одного сосланного
или оштрафованного, или заклю-
ченного в тюрьму за дело религии.
Исключение может быть сделано
для лиц, совершивших изуверство
на религиозной почве, но опять с
ясным указанием, что наказание
производится не за убеждение и
религию, а за изуверство»3.
Когда спустя некоторое вре-
мя, в апреле 1905 года, был обна-
родован царский Указ о началах
веротерпимости, а в октябре того
же года вышел Манифест о даро-
вании населению незыблемых ос-
нов гражданской свободы, то в
них оказались учтены многие по-
желания евангельских христиан.
Местные власти в отдаленных
уголках империи не торопились
исполнять распоряжения цент-
ральной власти. Из тюрем и ссы-
лок вернулась только небольшая
часть христиан, пострадавших
за веру. Это обстоятельство заста-
вило
Проханова
добиваться
аудиенции у премьер-министра
С. Ю. Витте. Тот его принял и от-
несся вполне благожелательно к его
просьбе. Спустя неделю вышло
специальное распоряжение по Ми-
нистерству внутренних дел, пред-
писывавшее освободить всех, кто
оказался в заключении и ссылке по
причине неправославного вероис-
поведания.
Председатель Совета
министров
С. Ю. Витте
Занимаясь практической пра-
возащитной деятельностью, Про-
ханов убедился в том, что одним
из главных препятствий на его пути
является повсеместная правовая
неграмотность русских людей, как
простолюдинов, так и государ-
ственных
чиновников
разных
уровней. Это обстоятельство зас-
тавило его заняться составлением
сборника всех российских законо-
дательных актов, касающихся ре-
лигиозных вопросов. В результате
вышла в свет книга «Закон и вера»
(СПб., 1910), где наряду с норма-
тивной частью присутствовали и
комментарии к законам. Послед-
ствия ее издания превзошли все
ожидания. «Эта книга, - писал
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 63 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 65 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст