уша Петербурга
Проханов, - имела колоссальный
успех. В ней наши братья увидели,
что законы на их стороне, и могли
отстаивать себя. Они показывали
мою книгу местным властям, ссы-
лаясь на определенный параграф.
Власти в большинстве случаев не
знали законов сами, изумлялись и
соглашались с нашими братьями.
Нередко власти писали, прося нас
выслать эту книгу. Таким образом,
книга законов, опубликованная
мною, стала руководством не толь-
ко евангельских христиан, но так-
же и самих властей. Даже Каменс-
кий, председатель комиссии по ре-
лигиозным культам в Государ-
ственной Думе, был приятно изум-
лен, когда я подал ему мою книгу,
и сказал: «О! Это то, что нужно для
нашей работы!»4.
В 1905 году Проханов получил
разрешение издавать ежемесячный
журнал «Христианин». Начиная с
1910 года стал выходить ежене-
дельник «Утренняя звезда». В нем
освещались самые разные вопросы
религиозно-гражданской жизни
российских христиан.
В 1909 году вышел в свет пе-
сенный сборник «Гусли». Он вклю-
чает более пятисот духовных гим-
нов, слова которых сочинены Про-
хановым, а музыка - студентом
Петербургской
консерватории
К. Г. Инкисом.
В рождественские праздники
1912 года в Петербурге торже-
ственно открылся Дом Евангелия,
предназначенный для молитвен-
ных собраний петербургских еван-
гельских христиан.
Потепление отношений меж-
ду государством и российскими
протестантами было, к сожале-
нию, кратковременным. В 1914
году, в связи с начавшейся вой-
ной, ситуация в стране резко из-
менилась. В националистической
прессе открылась кампания трав-
ли евангельских христиан. Возоб-
новились былые преследования за
веру, а с ними и практика тюрем-
ных заключений и ссылок. Закры-
лись евангельские журналы «Хри-
стианин» и «Утренняя звезда».
Прекратилось издание протестан-
тской литературы. В Петербурге
каким-то чудом продолжал рабо-
тать только один маленький мага-
зинчик «Радуга», где можно было
увидеть на полках евангельскую
литературу.
Но Проханов не унывал. Суть
его мироощущения хорошо пере-
дает сочиненное им стихотворение
«Христианин»:
Среди смятенья и рыданий,
Среди потоков слез людских,
Среди руин погибших зданий -
Один лишь он спокоен, тих.
Он слышит братьев
скорбных стоны,
Он видит жертв кровавых бед,
И мир, слезами затопленный, -
Но он не плачет, люди, нет!
Его чело, как небо, ясно,
А взор светлеет, как заря;
Он смотрит в даль
грозы ненастной,
Восторгом радостным горя.
Он видит: к бездне волн бегущих
Простерлась мощная рука,
Чтоб избавлять пловцов зовущих,
Чтоб смолкла слезная река.
Он знает: близок день спасенья
И стихнет бурь греховный ад;
И не рыданья - звуки пенья
Мир обновленный огласят.
Его лицо светлеет ясно,
Чтоб брат плывущий взор
поднял,
И чтоб, спасен рукою властной,
И он восторгом просиял.
С 1906 года Проханов развер-
нул широкую и разностороннюю
организационную деятельность по
образованию Русского евангельс-
кого союза. Руководящим принци-
пом он избрал мудрые слова Авгу-
стина: «В главном единство, во вто-
ростепенном свобода, а во всем ос-
тальном любовь». Проханов счи-
тал, что членами этого союза могут
быть христиане, принадлежащие к
разным протестантским деномина-
циям - евангельские христиане, бап-
тисты, меннониты, методисты и т. д.
При этом от членов союза требова-
лось только, чтобы они исповедова-
ли основные евангельские догматы,
а во всех остальных вопросах хрис-
тианской веры, ее внешних прояв-
лениях и церковном устройстве они
были свободны.
Задачи Русского евангельско-
го союза должны были заключать-
ся в том, чтобы содействовать ду-
ховному пробуждению, распрост-
ранять евангельские идеи религи-
озного обновления, способство-
вать объединению всех евангельс-
ких верующих, организуя молит-
венные собрания, съезды, практи-
куя различные формы обмена ду-
ховным опытом.
Спустя три года, в сентябре
1909-го, в Петербурге состоялся
первый съезд евангельских хрис-
тиан России, в котором многие
увидели знаки приближающейся
русской Реформации. В эти дни
Проханов писал: «Евангельское
движение имеет своей целью об-
новить всю религиозную жизнь
русского народа. Для того, чтобы
оно могло выполнить свою задачу,
необходимо, чтобы все ветви его
объединились. Если они не объе-
динятся, то, будучи удалены одна
от другой, они засохнут, то есть
превратятся в отдельные секты и
духовно умрут. Если же они объе-
динятся, их сила возрастет, и они
сумеют оказать реформирующее
влияние
на
всю
религиозную
жизнь русского народа»5.
Проханов был христианином с
ярко выраженным социальным
мышлением. Этим он отличался от
лидеров русского баптизма, кото-
рые считали, что самое важное -
это спасение душ, а все остальное
носит второстепенный характер. В
разряд несущественных проблем
они занесли и задачу консолида-
ции сил всех неправославных хри-
стиан России.
Революционные события 1917
года, разыгравшиеся в Петрогра-
де, не могли не отразиться на со-
циальной позиции Проханова. Его
интерпретация того, что происхо-
дило в России, существенно отли-
чалась от интерпретаций, предла-
гаемых светским сознанием тог-
дашних политиков и теоретиков.
Проханов увидел в происходив-
шем две линии событий, означав-
ших два типа освободительного
движения. Первая тенденция за-
вершилась Февральской револю-
цией. Вторая тенденция имела
своей целью российскую Рефор-
мацию как духовное возрождение
народа, пробуждение его религи-
озной совести и коренное преоб-
разование Церкви на евангельских
и первоапостольских началах. Эти
идеи Проханову удалось неодно-
кратно озвучивать в читаемых им
в это время публичных лекциях на
65
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 64 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 66 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст