уша Петербурга
66
тему «Реформация вслед за рево-
люцией».
То, что происходило в религи-
озной жизни России, заставляло
Проханова вспомнить имена Яна
Гуса, Мартина Лютера и Жана
Кальвина. Ему представлялось,
что перед Россией открылась уни-
кальная возможность попытаться
решить те задачи евангельского
движения, которые когда-то не ус-
пела решить европейская Рефор-
мация. Он не уставал повторять,
что Бог совершает великие дела
через маленьких людей, которых,
то есть в данном случае христиан
по вере, было в то время в России
около пяти миллионов.
Весной 1917 года в Петрограде
открылся IV Всероссийский съезд
евангельских христиан. На нем
Проханов выступил с предложени-
ем создания христианско-демо-
кратической партии «Воскресе-
ние». Эта партия могла бы стать
институтом гражданского обще-
ства, защищающим права россий-
ских христиан от произвола госу-
дарственной бюрократии.
Делегаты съезда обнаружили
двойственное отношение к идее
Проханова. Многие были против
того, чтобы церковные общины
были втянуты в активную полити-
ческую жизнь и вынуждены были
бы принимать участие в полити-
ческой борьбе. Однако обнаружи-
лась и другая точка зрения. Ее суть
заключалась в том, что государ-
ственная и гражданская жизнь
нуждаются в реорганизации в со-
ответствии с христианскими прин-
ципами. Поэтому те христиане,
которые хотели бы участвовать в
этой реорганизации, вправе рас-
сматривать свою политическую,
партийную деятельность как лич-
ное дело своей совести. Этот двой-
ственный вывод в конечном счете
был принят съездом и вошел од-
ним из пунктов в его решения.
Первые годы власти большеви-
ков были для Проханова временем
активной религиозно-гражданс-
кой деятельности. Власти не чини-
ли ему особых препятствий, по-
скольку почти все большевистские
лидеры помнили, как в тюрьмах и
сибирской ссылке рядом с ними
часто соседствовали евангельские
христиане.
Проханов получил разрешение
на открытие в Петрограде Библей-
ских курсов с шестимесячной про-
граммой обучения евангельских
проповедников. Он создал про-
грамму по широкой евангелизации
народов. Ее девиз: «От города к
городу, от села к селу, от деревни к
деревне». Посылались миссионеры
в те края, где большая часть насе-
ления не имела представления о
Благой Вести, - к казахам, кирги-
зам, калмыкам, бурятам, ненцам и
другим. Двух проповедников от-
правили даже в Индию и Китай.
Одна из важнейших задач, ко-
торую ставит Проханов перед еван-
гельскими христианами, - это на-
лаживание братских отношений с
православными церквами, с их
иерархами и прихожанами. Было
Правление совета Всероссийского союза
евангельских христиан и И. С. Проханов
издано в количестве 100 000 эк-
земпляров, а затем разослано об-
ращение к православным христиа-
нам под названием «Евангельский
клич». В нем звучал призыв к ду-
ховному обновлению.
Проханову не раз приходилось
объяснять суть религиозно-граж-
данской позиции евангельских
христиан. Он обычно сводил ее к
следующим пунктам:
1) евангельская церковь по сво-
ему учению и религиозно-обще-
ственной позиции - это не секта и
не партия, а восстановленная пер-
вохристианская церковь, рожден-
ная в недрах русской народности;
2) отличительной особеннос-
тью евангельской церкви является
широта взглядов на инаковерую-
щих; в своем отношении к другим
христианским церквам она руко-
водствуется принципом: «В глав-
ном - единство, во второстепенном
- свобода, а во всем остальном -
любовь»;
3) евангельские церкви не пи-
тают ни малейшего чувства враж-
дебности к православным церквам.
Важной сферой приложения
социальных усилий Проханова ста-
ла экономическая жизнь России.
Тенденция общинного землеполь-
зования и хозяйствования, наби-
равшая силу в постреволюционной
России, отвечала его христианс-
ким воззрениям. Нечто подобное
когда-то существовало в христиан-
ских общинах первоапостольских
времен. «Все же верующие были
вместе и имели все общее. И про-
давали имения и всякую собствен-
ность, и разделяли всем, смотря по
нужде каждого» (Деян. 2, 44 - 45).
В начале 1880-х годов предше-
ственники Проханова, В. А. Паш-
ков и М. М. Корф, имели планы
создания христианской хозяй-
ственной артели в Крыму. Но этим
планам не суждено было реализо-
ваться. Теперь же возникла воз-
можность развертывания коопера-
тивного движения среди евангель-
ских общин.
В 1918 году Проханов издал
брошюру «Евангельское христиан-
ство и социальный вопрос», в ко-
торой изложил принципиальную
позицию евангельских христиан
относительно кооперативного дви-
жения. Он указывал на иерусалим-
скую общину первых христиан как
важный прецедент совместного
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 65 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст