уша Петербурга
владения обобщенным имуще-
ством. Но при этом подчеркивал,
что не следует всех без исключе-
ния христиан призывать на этот
путь. «В той же Иерусалимской
церкви, - писал он, - обобщение
имущества было временное. Толь-
ко такая группа лиц, в которой у
всех “одно сердце и одна душа” и в
которой все объяты пламенем Духа
Божия, может осуществить эту
особенную жизнь.
.. Мы твердо
держимся мнения, что христиан-
ство не есть только слово, но и дело,
не только учение, но и преобразо-
ванная жизнь. Поэтому мы верим,
что евангельское движение в Рос-
сии должно выразиться не только
в проповеди, но и создании новых
форм социально-экономической
жизни. Мы знаем, что в России
среди последователей евангельско-
го учения есть люди, желающие
создать высшие формы общинной
жизни и подготовленные к этому»6.
Вскоре по всей стране, в тверс-
ких, новгородских, брянских, си-
бирских землях, в Москве, Омске,
Курске, Харькове, Тамбове, Гомеле,
стали возникать сельхозартели,
промышленные товарищества, коо-
перативно-кредитные общества,
членами которых были евангельс-
кие христиане. При Наркомате
земледелия в 1921 году была созда-
на специальная комиссия по пере- 1
2
3
4
5
6
даче свободных земель и бывших
помещичьих угодий старообрядцам
и евангельским христианам.
Проханов считал, что еван-
гельские трудовые артели долж-
ны быть оснащены новейшей тех-
никой по обработке земли и пере-
работке урожая. В тех артелях, ко-
торые он знал, господствовал еван-
гельский быт, отсутствовали пьян-
ство и хулиганство, имелись биб-
лиотеки.
Только малая часть тех планов,
которые вынашивал Проханов, ре-
ализовалась, да и то на короткий
период. Но главным его идеям по
духовному возрождению России
воплотиться не удалось. Этому по-
мешали те роковые метаморфозы,
которые начали происходить в
СССР с приходом к власти Ста-
лина. Вырвавшиеся на волю демо-
нические силы погрузили страну
во тьму. Евангельские христиане
вновь превратились в преследуе-
мых и гонимых. В этих условиях в
1935 году Бог призвал Ивана Сте-
пановича Проханова к Себе.
1
Добрый советник: Христиан. календарь. СПб., 1912. С. 127.
2
Материалы о деятельности В. А. Пашкова. Письмо И. С. Проханова В. А. Пашкову из Берлина от 17 мая 1898 г. / / Архив
ВСЕХБ. Рукопись.
3 Проханов И. С. и др. Краткая записка о возникновении евангельского движения в России / / Архив ВСЕХБ. Машинопись.
С. 8.
4 Проханов И. С. Автобиография / / Архив ВСЕХБ. Машинопись. С. 32.
5 Братский листок (СПб.). 1910. Сент. С. 19.
6 Проханов И. С. Евангельское христианство и социальный вопрос. Пг., 1918. С. 12.
67
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 66 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст